Это оригинальная компьютерная технология, оптимально сочетающая многофункциональный механизм составления расписания учебных занятий и оперативного управления учебным процессом с широкими дополнительными возможностями создания и ведения базы данных учебной деятельности, полноценного обмена данными с другими программными разработками, а также создания, редактирования и экспорта выводных форм.
Пакет адресован руководителям средних общеобразовательных учреждений, отвечающим за организацию и контроль качества учебно-воспитательного процесса; руководящим работникам и специалистам органов управления образования и учебно-методических центров.
Универсальный механизм составления расписания, включающий:
1.Учет специфики конкретного общеобразовательного учреждения и эффективную подготовку следующих исходных данных:
A. Общие сведения и структура учебного заведения в соответствии со стандартами ЕГЭ с указанием адресной и контактной информации; учебного года и периода; режима работы и расписания звонков; изучаемых иностранных языков; списка классов с их индексами, численностью и графиками занятий.
B. Список учеников с данными по ЕГЭ c указанием ФИО, пола, предмета, которые они планируют сдавать на ЕГЭ, а также типа, серии и номера документа, идентифицирующего личность.
C. Недельная сетка часов на основе формирования списка предметов и недельной аудиторной нагрузки классов с указанием деления их на группы (до 10 по любому предмету), а также отранжировать в баллах трудность для каждого предмета.
D. Данные о преподавателях, с указанием специализации, классного руководства, совместительства, принадлежности к методическому объединению (ПМК). Для преподавателей иностранного языка указать конкретный иностранный язык. Ввести табельный и педагогический разряд.
E. Аудиторный фонд (список кабинетов), с указанием их наименования и/или нумерации; вместимости и этажа расположения (при необходимости); предметной специализации или закрепления за преподавателями либо классами, а также графиков предварительной занятости кабинетов.
F. Распределение учебной нагрузки в выбранном режиме: по предметам, по классам, по преподавателям, с учетом деления классов на группы и введением численности групп. Реализация любой специфики организации учебного процесса: проведение спаренных и поточных занятий, задание идентичности и дополнительности групп.
2. Создание методически выдержанного расписания школы на основе:
A. Формирования и оптимизации графиков работы преподавателей с учетом нагрузки, режима занятий классов и совместной работы в группах.
B. Работы со всеми срезами расписания - недельной и дневной сеткой, по классам и преподавателям - на одном экране, с использованием усовершенствованных интерактивных поисковых алгоритмов в режиме ручного редактирования.
C. Применения расширенных возможностей интерактивного автоматического алгоритма составления расписания с использованием:
- функций предварительного расчета;
- настроек расчета занятий по школе/параллелям/ классам/учебным группам;
- настроек расчета по одному/группе/методическому объединению преподавателей;
- расчета по одному/нескольким предметам;
- функций наложения /снятия ограничений в организации учебного процесса.
D. Визуального контроля за графиками загруженности учащихся по неделе, а также количеством "окон" и подготовок учителей.
E. Динамического контроля за распределением аудиторного фонда и автоматической расстановки кабинетов, с возможностями ручного редактирования и учетом предметной специализации и закрепления за преподавателями или классами.
3. Оперативное ведение расписания занятий в течение всего учебного периода с возможностями:
A. Реализации ежедневных замен преподавателей c возможностью многофункционального поиска "свободных" преподавателей.
B. Привлечения к проведению замен сотрудников школы, непосредственно не ведущих учебные занятия.
C. Оперативной подготовки выводных форм.
D. Сохранения информации и ведение базы данных о произведенных заменах в течение всего учебного периода.
4. Подготовку и возможность настройки параметров печати выводных форм, включая:
A. Печать любой необходимой информации: отчетов, списков, графиков и др. с возможностью настройки/отключения значащих параметров.
B. Печать отчетов в виде сводных таблиц или по отдельности.
C. Печать сетки составленного расписания в самых различных вариантах с возможностью настройки размеров выводной формы финального расписания.
Дополнительные возможности для руководителей:
1. Подготовка данных об образовательном учреждении и установленных отчетных форм в стандартах Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ).
2. Формирование обработки "Тарификационный список" в установленной форме, на основе информации о преподавателях и распределения нагрузки.
3. Хранение информации, формирование выводных форм Журнала замен на весь учебный период и Табеля (Сводной ведомости) замен на конкретный временной период.
4. Экспорт любых выводных форм в MS Excel и HTML.
5. Формирование шаблона школьной Интернет-страницы.
Полноценный обмен данными с пакетами 1С:ХроноГраф Тарификация(ПРОФ), 1С:ХроноГраф Школа, 1С:ХроноГраф Школа 2.0, 1С:ХроноГраф Контингент, другими совместными решениями на базе 1С:Предприятия.
Это оригинальная компьютерная технология, оптимально сочетающая многофункциональный механизм составления расписания учебных занятий и оперативного управления учебным процессом с широкими дополнительными возможностями создания и ведения базы данных учебной деятельности, полноценного обмена данными с другими программными разработками, а также создания, редактирования и экспорта выводных форм.
Пакет адресован руководителям средних общеобразовательных учреждений, отвечающим за организацию и контроль качества учебно-воспитательного процесса; руководящим работникам и специалистам органов управления образования и учебно-методических центров.
Универсальный механизм составления расписания, включающий:
1.Учет специфики конкретного общеобразовательного учреждения и эффективную подготовку следующих исходных данных:
A. Общие сведения и структура учебного заведения в соответствии со стандартами ЕГЭ с указанием адресной и контактной информации; учебного года и периода; режима работы и расписания звонков; изучаемых иностранных языков; списка классов с их индексами, численностью и графиками занятий.
B. Список учеников с данными по ЕГЭ c указанием ФИО, пола, предмета, которые они планируют сдавать на ЕГЭ, а также типа, серии и номера документа, идентифицирующего личность.
C. Недельная сетка часов на основе формирования списка предметов и недельной аудиторной нагрузки классов с указанием деления их на группы (до 10 по любому предмету), а также отранжировать в баллах трудность для каждого предмета.
D. Данные о преподавателях, с указанием специализации, классного руководства, совместительства, принадлежности к методическому объединению (ПМК). Для преподавателей иностранного языка указать конкретный иностранный язык. Ввести табельный и педагогический разряд.
E. Аудиторный фонд (список кабинетов), с указанием их наименования и/или нумерации; вместимости и этажа расположения (при необходимости); предметной специализации или закрепления за преподавателями либо классами, а также графиков предварительной занятости кабинетов.
F. Распределение учебной нагрузки в выбранном режиме: по предметам, по классам, по преподавателям, с учетом деления классов на группы и введением численности групп. Реализация любой специфики организации учебного процесса: проведение спаренных и поточных занятий, задание идентичности и дополнительности групп.
2. Создание методически выдержанного расписания школы на основе:
A. Формирования и оптимизации графиков работы преподавателей с учетом нагрузки, режима занятий классов и совместной работы в группах.
B. Работы со всеми срезами расписания - недельной и дневной сеткой, по классам и преподавателям - на одном экране, с использованием усовершенствованных интерактивных поисковых алгоритмов в режиме ручного редактирования.
C. Применения расширенных возможностей интерактивного автоматического алгоритма составления расписания с использованием:
- функций предварительного расчета;
- настроек расчета занятий по школе/параллелям/ классам/учебным группам;
- настроек расчета по одному/группе/методическому объединению преподавателей;
- расчета по одному/нескольким предметам;
- функций наложения /снятия ограничений в организации учебного процесса.
D. Визуального контроля за графиками загруженности учащихся по неделе, а также количеством "окон" и подготовок учителей.
E. Динамического контроля за распределением аудиторного фонда и автоматической расстановки кабинетов, с возможностями ручного редактирования и учетом предметной специализации и закрепления за преподавателями или классами.
3. Оперативное ведение расписания занятий в течение всего учебного периода с возможностями:
A. Реализации ежедневных замен преподавателей c возможностью многофункционального поиска "свободных" преподавателей.
B. Привлечения к проведению замен сотрудников школы, непосредственно не ведущих учебные занятия.
C. Оперативной подготовки выводных форм.
D. Сохранения информации и ведение базы данных о произведенных заменах в течение всего учебного периода.
4. Подготовку и возможность настройки параметров печати выводных форм, включая:
A. Печать любой необходимой информации: отчетов, списков, графиков и др. с возможностью настройки/отключения значащих параметров.
B. Печать отчетов в виде сводных таблиц или по отдельности.
C. Печать сетки составленного расписания в самых различных вариантах с возможностью настройки размеров выводной формы финального расписания.
Дополнительные возможности для руководителей:
1. Подготовка данных об образовательном учреждении и установленных отчетных форм в стандартах Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ).
2. Формирование обработки "Тарификационный список" в установленной форме, на основе информации о преподавателях и распределения нагрузки.
3. Хранение информации, формирование выводных форм Журнала замен на весь учебный период и Табеля (Сводной ведомости) замен на конкретный временной период.
4. Экспорт любых выводных форм в MS Excel и HTML.
5. Формирование шаблона школьной Интернет-страницы.
Полноценный обмен данными с пакетами 1С:ХроноГраф Тарификация(ПРОФ), 1С:ХроноГраф Школа, 1С:ХроноГраф Школа 2.0, 1С:ХроноГраф Контингент, другими совместными решениями на базе 1С:Предприятия.
"1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ" - совместная разработка фирмы "1С" и компании "Хронобус" - представляет собой новую версию многофункциональной информационной системы электронного документооборота и автоматизации управления основной деятельностью образовательного учреждения (ОУ) и является логическим развитием программы "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ", поставленной во все школы Российской Федерации в составе стандартного (базового) пакета программного обеспечения "Первая ПОмощь 1.0" и "Первая Помощь 2.0".
Конфигурация обеспечивает не только преемственность баз данных и полное выполнение функциональных возможностей предыдущих версий, но и содержит большое количество вновь разработанных алгоритмов и механизмов, ориентированных на реализацию требований национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" по организации и оценке качества деятельности образовательных учреждений.
1C:ХроноГраф Школа 2.5 ПРО
"1C:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения.
Это многофункциональная система, работающая как основа для формирования единого информационного пространства учреждения образования. Программа предоставляет широкие возможности для:
- создания базовой информации, включая информацию общего доступа и периодизированных компонент;
- автоматизации кадровой работы;
- систематизации данных об учащихся;
- администрирования учебно-воспитательного процесса;
- поддержки содержания образования;
- автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.
Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как произвольные, так и унифицированные формы Госкомстата РФ. Также в программе предоставляются возможности для самостоятельного конструирования отчетов.
Для оптимизации поиска данных по базе учреждения в программе реализован отдельный интерфейс поиска по ключевым словам с возможностью определения области поиска.
Взаимодействие программы с другими информационными системами
Для организации взаимосвязи между основными информационными системами и дополнительными информационными модулями единого информационного пространства образовательного учреждения в программе предусмотрены:
- выгрузка данных о материальных ценностях в пакет «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений»;
- загрузка данных из программ планирования, организации и управления учебным процессом «ХроноГраф 3.0»;
- обмен данными с программой составления расписания в профильных школах «Профиль»;
- выгрузка данных в пакет «1С:ХроноГраф Управление образования»;
- выгрузка данных в пакет «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ»;
- выгрузка данных в пакет «1С:ХроноГраф Оплата Труда»;
- синхронизация данных с пакетом «3Т:ХроноГраф Журнал»;
- обмен данными с программными системами, обеспечивающими поддержку содержания обучения цифровыми объектами и цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).
- выгрузка данных об учреждении и учащихся в формате ЕГЭ.
В целях обеспечения защиты персональной информации в программе предусмотрены возможности:
- выгрузки базы данных только с паролем;
- заполнения, хранения и ведения листов согласия сотрудников и учащихся.
В целях реализации открытости системы в программе предусмотрен просмотр описания метаданных программы.
1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ
Программа "1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ" обеспечивает решение следующих задач:
1. Создание общешкольной информационной базы данных (ИБД) с поддержкой полной преемственности ИБД, сформированных в более ранних версиях, включая:
- информацию общего доступа (общие справочники);
- периодизированную информацию (данные конкретных учебных годов).
2. Реализация комплексной системы управления школой с учетом региональных особенностей нормативно-правового и финансового регламентирования, включая формирование новой информации:
- о системе государственно-общественного управления школой;
- об организации и формах работы с родителями;
- о формах информационной открытости школы.
3. Поддержка технологии нормативно-правового обеспечения деятельности школы, включая создание нового механизма доступа:
- к информационным базам нормативно-правового обеспечения федерального, регионального и муниципального уровня;
- к базе нормативных локальных актов самой школы.
4. Реализация системы электронного документооборота школы, включая новые возможности формирования организационно-распорядительной и плановой документации, а также обмена информацией с внешними инстанциями и образовательными организациями, в том числе возможности:
- рассылки электронной почты штатными средствами установленной операционной системы вне зависимости от используемого пользователем почтового клиента;
- расширения разделов информации, рассылаемой по электронной почте родителям учащихся и внешним организациям.
5. Автоматизация организации и управления учебным процессом, включая новые и доработанные механизмы:
- учета форм образовательной деятельности, образовательных программ и перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты;
- учета моделей изучения иностранных языков, профилизации школы и участия в сетевых образовательных объединениях;
- планирования учебной занятости учащихся, в том числе учета поточных занятий и занятий мультипрофильных групп;
- формирования и ведения рабочей учебной и учебно-методической документации, в том числе электронных форм классных журналов и форм оперативного информирования родителей.
6. Автоматизация планирования и организации дополнительных образовательных услуг, включая новые возможности формирования:
- списочных составов групп внеучебной занятости с учетом учащихся других ОУ;
- журналов групп дополнительного образования;
- паспортов достижений учащихся.
7. Управление процессами формирования и комплектования контингента обучающихся с новыми механизмами обеспечения:
- ведения делопроизводства;
- расширения функционала личной карточки ученика, в том числе создания видов и форм социальной поддержки;
- возможностей выгрузки/загрузки личных дел учащихся в электронном виде, с целью расширения спектра предоставляемых электронных образовательных услуг и оптимизации информационного обмена между образовательными учреждениями.
8. Автоматизация системы ресурсного обеспечения деятельности школы, включая:
- работу по кадровому обеспечению и учету и ведения делопроизводства, включая:
- расширение функционала личного дела сотрудника,
- реализацию учета движения кадров (приема/увольнения и отпусков),
- добавление возможности выгрузки/загрузки личных дел сотрудников в электронном виде, с целью расширения спектра предоставляемых электронных образовательных услуг и оптимизации информационного обмена между образовательными учреждениями;
- работу по материально-техническому обеспечению, включая значительное расширение обрабатываемой информации:
об обеспечении и благоустройстве зданий и сооружений,
- о материально-технических средствах и паспортизации предметных кабинетов, служебных помещений и функциональных блоков школы,
- об организации питания обучающихся;
- работу по финансовому обеспечению деятельности школы, включая полноценную работу:
- по определению бюджетных характеристик школы,
- по формированию фонда оплаты труда;
- работу по созданию режима обеспечения безопасности и охраны здоровья, включая вновь формируемую информацию:
- об обеспечении режима безопасности и системы охраны,
- по обезличенным данным об охране здоровья учащихся и сотрудников школы.
9. Автоматизация процессов анализа и контроля за результатами образовательной деятельности, текущей, итоговой и независимой аттестации обучающихся, включая новые механизмы:
- формирования аналитической документации, сводных ведомостей,
- формирования журналов учета подготовки и результатов ГИА и ЕГЭ.
10. Формирование, вывод на печать и экспорт в стандартные форматы статистической и аналитической отчетной документации, включая унифицированные формы и формы оценки качества образования, в том числе вновь разработанные виды отчетности:
- по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (ННШ-С) на школьном уровне;
- по оценке качества деятельности школы на основе индикаторов Комплексных проектов модернизации образования (КПМО);
- по анализу выполнения образовательных программ, текущей и итоговой успеваемости и посещаемости обучающихся и др.
Защита информации
В соответствии с порядком, определенным совместным Приказом ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г. № 55/86/20 "Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных", сведения, обрабатываемые в программе "1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ", могут быть отнесены ко 2 и 3 категории, а информационной системе персональных данных может быть присвоен класс К3. Обязательная сертификация программного обеспечения, применяемого в информационных системах персональных данных 3-го класса, не предусмотрена.
Программа обеспечивает автоматизированный комплекс мер по защите информации, в первую очередь, персональных данных учащихся и сотрудников, в соответствии с требованиями действующего законодательства (Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных").
Составление расписания на редакторе «Хронограф 3.0 Мастер»
,
специалист по ИТ
ЧСОШ им.
Расписание занятий в общеобразовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно-воспитательной работы, основным организационным документом, определяет эффективность работы, создает оптимальные условия для деятельности школы.
Составитель расписания должен знать методику его составления (мы руководствуемся «Методикой составления расписания в образовательном учреждении» , 2003 г.), учебный план учреждения, комплектование учителей на текущий учебный год, количество кабинетов, их распределение по предметам, их заведование, размещение, наполняемость, количество класс – комплектов, количество учащихся в каждом классе, конкретику учреждения.
При составлении расписания с 5 – 11 класс , мы учли следующие конкретные условия:
Отдельно составленное расписание начальных классов для того, чтобы определить занятость тех учителей, которые преподают в начальных классах;
Занятость на уроками физкультуры спортивного зала и КСК (на условиях договора);
Деление классов с 20 и более учащимися на подгруппы по русскому и английскому языкам ; информатике;
Деление классов на группы девочек и мальчиков на уроках физкультуры, технологии;
Спаренные уроки по биологии, химии, технологии;
График работы внешних и внутренних совместителей;
Редактор расписания «Хронограф 3.0 Мастер» находится в СБППО «Первая помощь 1.0» на диске №27 «Управление школой».
С диска №27 установить редактор расписания (рис. 1)
Перед тем, как начать работу нужно ознакомиться с руководством по работе с программой (вызвать «Помощь» или нажать F1), в котором подробно описывается пошаговый алгоритм работы.
Остановимся коротко на заполнение основных рабочих полей.
Во первых, заполняется рабочее поле «Данные об учреждении образования» (рис2):
где заполняется данные об образовательном учреждении, расписание звонков, количество занятий, продолжительность занятий и перемен, список иностранных языков , классы и их параллели, количество девочек, мальчиков, общее количество учащихся. На недельной сетке наведением курсора на нужную ячейку и нажатем кнопки «пробела» ставим пометку на место (ячейка при этом окрасится в розовый цвет), во время которого не ставится урок. Так мы пометили место, во время которого будут проводится классные часы (например, понедельник - 6-е уроки).
Во вторых, заполняем рабочее поле «Недельная сетка часов» (рис 3), где, согласно учебному плану, ставим количество часов в неделю по каждому классу и предмету. В меню «Действия» добавляем нужный предмет (или удаляем) (рис.4). В расписании мы проставили только аудиторные часы, не включили часы внеаудиторных занятий, для которых составили отдельное расписание. Программа автоматически суммирует общее количество часов отдельно по классам, что очень удобно для проверки. В классах, где есть деления на подгруппы, путем наведения курсора на нужную ячейку, нажатия правой кнопки мыши выбираем команду «разделить на группы», заполняем появившееся окно (рис 5).
В третьих, заполняем рабочее поле «Данные о преподавателях», где в появившихся колонках, напротив колонки «ФИО преподавателей», двойным щелчком выбираем из списка предметов, нужный предмет (рис.7)
В четвертых, заполняем рабочее поле «Информация о кабинетах», где заполняем таблицу согласно распределению кабинетов по школе. На недельной сетке, наведением курсора на нужную ячейку и нажатием кнопки «пробела», ставим пометку на место (ячейка при этом окрасится в розовый цвет), во время которого кабинет должен быть свободным. Так, мы пометили в спортзале места, в которых проводятся уроки физкультуры в начальных классах и не должны проводиться уроки физкультуры в других классах. (рис. 8)
В пятых, заполняем рабочее поле «Распределение нагрузки», где согласно комплектованию, двойным щелчком ставим количество часов по каждому учителю. В меню «Действия» задаем спаренные уроки там, где это требуется. (рис.9)
В шестых, заполняем рабочее поле «График работы преподавателей», где на недельной сетке наведением курсора на нужную ячейку и нажатием кнопки «пробела» ставим пометку на место (ячейка при этом окрасится в розовый цвет), во время которого учитель должен быть свободным (рис 10). В нашем случае, такими «свободными» помечены уроки учителей, которые в это время преподают в начальных классах, также первые уроки учителей, которые отводят в это время детей в детский сад.
В шестых, заполняем рабочее поле «Составление расписания», где выбрав нужного учителя, нужный предмет двойным щелчком ставим урок на нужное место. Желательно, в первую очередь, надо ставить уроки, которые нужно «подтвердить» (нажав Ctrl и пробел, ячейка при этом окраситься в синюю рамку). При автоматическом составлении расписания эти «подтвержденные» уроки не будут передвинуты с места. Это уроки, которые обязательно должны проводиться именно в заданное время. В нашем случае, это уроки физкультуры, проведение которых не должно совпадать в одно и то же время в спортзале.(рис 11)
Заполнив все нужные поля, можно дать команду «Предварительный расчет расписания». Программа составляет расписание на 80-90%. Внимательно просмотрев, проверив проставленные уроки нужно скорректировать расписание вручную, т. к. компьютер полностью не ставит уроки, не учитывает загруженность учителя, очередность уроков по дням недели и т. п.
После того, как все уроки согласованно проставлены, в меню «Действия» выбрать режим «Кабинеты» и двойным щелчком проставить из списка нужный кабинет, учитывая закрепление кабинетов за предметами, учителями. Свободные кабинеты останутся с зеленым цветом. (рис. 11)
В меню «Отчеты» выводить на печать все необходимые документы: расписание по классам, по учителям, занятость кабинетов, распределение нагрузки по классам. (рис 12)
Также в этом меню программа дает возможность создать веб-страницы расписания для школьного сайта.(рис 13)
В итоге мы пришли к мнению, что программа проста, удобна, экономит время составления расписания, особенно для школ с большим количеством учащихся, классов, учителей. Сохраненные файлы можно переместить с компьютера на компьютер (с установленной программой), составить проект расписания множество раз.
Февраль, 2011 г.