Выбираем объективы для зеркалок Canon. Какой объектив для чего нужен и что выбрать Обзор объективов для чего нужен

В этом уроке мы узнаем, на какие типы делятся существующие объективы. Это четвертый урок про объективы. Чтобы он был понятнее, рекомендуем сначала ознакомиться

Какие объективы используют в тех или иных видах съемок? Какой объектив использовать для съемки пейзажа, а какой - для портрета? Объективы различают прежде всего по углу обзора. Зачастую именно от угла обзора объектива будет зависеть сфера его применения.

Как измеряется угол обзора объектива?

Поскольку фотография имеет прямоугольный формат, то углы обзора будут разными по диагонали (1) горизонтали (2) и вертикали (3). Какой же угол обзора обозначен в характеристиках объектива? Каждый производитель решает для себя этот вопрос самостоятельно. Но чаще всего в спецификации указывается угол обзора по диагонали, то есть самый широкий из возможных. Мы в дальнейшем будем опираться именно на угол обзора по диагонали кадра.

Типы объективов и их углы обзора

Мы уже знаем, что основной характеристикой объектива является его угол обзора. Угол обзора зависит от фокусного расстояния объектива. Так что чаще всего объективы классифицируют именно по этим двум связанным между собой параметрам. Наверняка все слышали выражения “широкоугольный объектив”, “телеобъектив”, “штатный объектив”… Что же это такое? Разберемся. Важно заметить, что эта классификация - приблизительная. Четких и абсолютных границ между разными категориями нет. Ведь основывается она прежде всего опыте фотографов.

Обратите внимание, что зум-объективы могут работать в широком диапазоне фокусных расстояний, а значит попадать сразу в несколько категорий данной классификации. К примеру, часто встречаются зумы (например китовые объективы с фокусными 18-55 мм), работающие одновременно и в широкоугольном, и в “нормальном” диапазоне фокусных расстояний. А гиперзумы типа Nikon AF-S DX 18-300mm F3.5-6.3G так и вовсе могут сочетать в себе все категории от широкоугольного до теледиапазона фокусных расстояний. Но при выборе объектива не стоит забывать, что в жертву такой универсальности приносятся светосила, красота размытия фона (боке) , а иногда и резкость.

Важно также понимать, что объективы с разным углом обзора не просто “приближают-отдаляют” изображение. В виду разной дистанции съемки, продиктованной углами обзора, они по-разному влияют на передачу перспективы, по-разному передают пропорции объектов на фото.

Предположим, мы хотим снять поясной портрет человека… Посмотрите иллюстрацию ниже. Человек снят с одинаковым масштабом объективами с различным фокусным расстоянием. Фотограф менял дистанцию съемки, постепенно отходя всё дальше от модели, но при этом стараясь сохранить прежнюю крупность плана на фото. Посмотрите, как меняются снимки. Обратите внимание не только на изменения пропорций лица девушки, но и на соотношение переднего и заднего плана: что происходит с горами на фоне. Причиной всему - разная дистанция съемки и разный угол обзора объективов.

Как видите, на коротком фокусном расстоянии кажется, что противоположный берег замерзшего озера и горы над ним очень далеко, однако чем больше фокусное расстояние, тем сильнее визуально “сжимается” это пространство, задний план с противоположным берегом увеличивается в размерах.

Почему мы говорим не только про угол обзора объектива, но и про дистанцию съемки? Посмотрите пример ниже: он снят тем же короткофокусным объективом 16 мм, однако человек сфотографирован с большой дистанции. Поэтому его пропорции не исказились.

Продемонстрируем то же самое схемами:

Забегая вперед, отметим, что отсюда же напрашивается простой вывод: чтобы не искажать пропорции предмета или человека, снимая его на широкоугольный объектив, стоит фотографировать с большой дистанции, в полный рост.

Сверхширокоугольные объективы. Объективы, имеющие угол обзора от 80 до 180 градусов, называются сверхширокоугольными. Понятно, откуда такое название: данная оптика дает самый широкий угол обзора. Сверхширокоугольным объективам соответствуют фокусные расстояния короче 24 мм на полном кадре, для камер с матрицей APS-C - короче 16 мм, для камер Nikon 1 - 9 мм.

Примеры сверхшироуогольных объективов Nikkor:

Полнокадровые

Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED

Только для APS-C

Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 6.7-13mm f/3.5-5.6 VR nikkor

Сверхширокоугольные объективы чаще всего применяются в пейзажной, интерьерной, архитектурной съемке. Одним словом там, где будет востребован их широчайший угол обзора.

Поскольку угол обзора сверхширокоугольных объективов очень велик, то и перспективу они передают особым образом: всё, что ближе к объективу, становится очень большим, а всё, что дальше - очень маленьким. Если таким образом снимать человека, пропорции лица и тела на фото могут исказиться. Именно поэтому на сверхширокоугольные объективы редко снимают портреты, разве что вы хотите сделать своему герою огромный нос, как случилось с собакой на фото ниже. Это может сыграть как во вред, так и на пользу снимку: например то же фото собаки получилось забавным именно благодаря увеличенному носу. Думайте над сюжетом снимка, над его стилем и эмоциями, а уже под это подбирайте фокусное расстояние, а не наоборот.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/160 с, 18.0 мм экв.

Чтобы не искажать пропорции людей при съемке сверхширокоугольной оптикой, героев кадра можно снимать с некоторой дистанции, не крупным планом - такой прием часто применяют свадебные фотографы и те, кто хочет в одном кадре сочетать элементы и портрета и пейзажа.

Отдельный вид сверхширокоугольных объективов - фишай-объективы (от англ. “fish eye” - рыбий глаз). Эти объективы особым образом искажают изображение. Примерно так же, как это происходит в дверном глазке. При создании таких объективов производитель намеренно не исправляет дисторсию. Дисторсия - особый вид геометрических искажений изображения, свойственный всей короткофокусной оптике, но во всех объективах кроме “фишаев” он корректируется благодаря особой оптической схеме. Как правило, фишай-объективы дают близкий к 180 градусам угол обзора. Из-за того, что они передают геометрию пространства не точно, с искажениями, применяются эти объективы как правило в творческой съемке.

Можно ли получить фишай-эффект при обработке изображения? Именно из-за широчайшего угла обзора не получится достичь эффекта фишай-объектива при обработке изображения: получится просто нарушить геометрию на снимке с обычным, более узким углом обзора. Фишай-объективы бывают диагональными и циркулярными. Диагональный фишай обеспечивает угол обзора около 180 градусов по диагонали кадра. Такой фишай-объектив “заполняет” изображением весь кадр. Циркулярный фишай-объектив дает кружок посередине кадра, а углы снимка остаются черными. Для полнокадровых камер Nikon выпускается фишай-объектив Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor. Надо помнить, что полнокадровый объектив, установленный на “кропнутую” камеру, будет иметь более узкий угол обзора. Поскольку от фишай-объектива требуется максимально широкий угол обзора, то для камер с матрицей APS-C выпускаются рассчитанные под них фишаи. Например Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor. Оба упомянутых объектива являются диагональными.

Широкоугольные объективы имеют угол обзора от 50 до 80 градусов. Безусловно, с точки зрения геометрии такие углы уже не являются широкими, однако в контексте фотографии они позволяют охватить достаточно обширное пространство. Полнокадровые широкоугольные объективы имеют фокусное расстояние около 24-35 мм. На “кропе” - 16-24 мм. В системе Nikon 1 - 9-13 мм.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F13, 1/60 с, 25.0 мм экв.

Примеры широкоугольных объективов:

Полнокадровые

Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor

Только для APS-C

Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 AW 11-27.5mm f/3.5-5.6 nikkor

Если сверхширокоугольная оптика достаточно специфична в работе, то умеренные широкоугольные объективы весьма универсальны: ими при должном умении можно одинаково эффективно снимать и пейзажи, и портреты, заниматься репортажной и трэвел-съемкой. Широкоугольный объектив, пожалуй, должен быть в арсенале каждого фотографа.

Широкоугольный объектив позволит снимать портреты с довольно близкой дистанции в тесных помещениях и эффектнее передать перспективу, объем на снимке. Но из-за малой дистанции съемки в кадре могут появиться сильные перспективные искажения. Поэтому в большинстве случаев для съемки портрета применяется более длиннофокусная оптика.

Съемка велась на тесной лестнице дачного домика с дистанции около полутора метров.
За спиной фотографа - стена дома. Умеренный широкоугольный объектив для полнокадровых камер 35мм позволил получить достаточно широкий угол обзора, при этом не сильно исказив пропорции лица и тела модели.

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/160 с

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/160 с, 35.0 мм экв.

“Нормальные” (штатные) объективы дают угол обзора около 40-50 градусов, что соответствует фокусным расстояниям 40-60 мм для полнокадровых аппаратов, 28-40 мм - для аппаратов с матрицей APS-C, 15-22 мм - для системы Nikon 1. Оба этих названия условны, и означают лишь, что данная оптика обеспечивает “нормальный” угол обзора и “нормальную” передачу перспективы: они передают картинку приблизительно так же, как ее видит человек.

Объективы с таким фокусным расстоянием достаточно универсальны, им найдется применение в любом жанре фотографии. Однако в силу своей “нормальности” данные объективы могут показаться достаточно скучными: ими не получится ярко передать перспективу, охватить широкий угол обзора, а с другой стороны, не получится сильно “приближать” картинку, как это делают телеобъективы. Все универсальные зум-объективы могут работать с данными фокусными расстояниями.

Классические представители “нормальных” объективов - фикс-объективы с фокусным расстоянием 50 мм или, как их называют в народе, “полтинники”.

Стоит отметить, что нормальным объективом для кроп-камеры будет объектив с фокусным в 35 мм, а для Nikon 1 - 18 мм. Это нужно учитывать при выборе оптики. Раньше, в пленочную эпоху “китовыми” объективами выступали именно недорогие фикс-объективы с фокусным расстоянием 50 мм, возможно поэтому за ними закрепилось название другое название - “штатные объективы”, “штатники”. Однако такое название немного некорректно: каждый фотограф выбирает сам свои любимые, “штатные” фокусные расстояния. Тем не менее, из-за доступной цены и высокой светосилы для многих фотографов нормальный объектив (очень часто именно “полтинник”) становится штатным, наиболее часто используемым.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.

Полнокадровые

Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor

Только для APS-C

Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 18.5mm f/1.8 Nikkor

Телеобъективы (длиннофокусная оптика). В названии данного класса оптики есть приставка “теле”, что переводится с греческого как “далеко”. Поскольку такие объективы имеют довольно узкий угол обзора, они способны показать крупным планом предметы, находящиеся на большом расстоянии от нас. Угол обзора телеобъективов - от 35 до нескольких градусов.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F1.4, 1/200 с, 85.0 мм экв.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/200 с, 600.0 мм экв.

Полнокадровые

Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor

Только для APS-C

Nikon AF-S DX 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 10-100mm f/4.5-5.6 VR nikkor

Принято разделять объективы умеренного теле-диапазона (фокусное расстояние приблизительно 70-200 мм для полнокадровых камер, 50-150 мм для APS-C и 25-75 для системы Nikon 1) и супертелеобъективы - их фокусное расстояние больше 200 мм (больше 150 для APS-C, больше 75 мм для Nikon 1). Как правило, чем больше фокусное расстояние объектива - тем он крупнее и дороже. Поэтому телеобъективы обычно используются профессионалами для специфических съемок очень сильно удаленных объектов, например, диких птиц, зверей или же футболистов во время матча.

Благодаря узкому углу обзора данные объективы передают перспективу иначе, чем более короткофокусная оптика. При съемке на телеобъектив в кадре сводятся к минимуму перспективные искажения, по-разному удаленные друг от друга предметы “сближаются” в кадре. Из-за этой особенности оптику умеренного теле-диапазона любят использовать в портретной съемке для того, чтобы не искажать пропорции лица и тела модели. Еще одна особенность телеобъективов - они могут сильно размывать фон, что выгодно при портретной фотографии. Помимо портретной съемки телеобъективы очень востребованы в репортажной, спортивной, пейзажной съемке.

Среди телеобъективов можно выделить несколько типов объективов, разработанных под конкретные виды съемок.

Портретные объективы спроектированы специально для съемки людей. Портретный объектив, а это чаще всего фикс, обладает высокой светосилой и фокусным расстоянием в районе 50-135 мм для зеркалок, 18-50 мм для Nikon 1. Откуда взялись именно такие фокусные расстояния? Более широкоугольные объективы могут некрасиво искажать пропорции лица и тела человека при определенных ракурсах и позах. Более длиннофокусная оптика заставит вас отходить от портретируемого слишком далеко, вы просто потеряете с ним всякий контакт. Благодаря высокой светосиле, подходящему фокусному расстоянию и оптической конструкции, портретный объектив красиво размывает фон на фотоснимке. Безусловно, другие объективы тоже могут размывать фон, однако именно портретная оптика славится среди фотографов особой красотой боке (рисунком размытия в зоне нерезкости).

Макрообъективы очень схожи по своим характеристикам с портретными объективами: это тоже светосильные объективы умеренного теледиапазона. Но у них есть важная техническая особенность: они способны фокусироваться на очень близкой дистанции без всяких дополнительных приспособлений типа макролинз и удлиннительных колец, снимая мелкие предметы очень крупным планом.

Макрообъективы используются при съемке мелкой природы: насекомых, мелких животных, мелких растений. Помимо этого, именно эти объективы являются идеальным выбором для предметной, ювелирной, репродукционной съемки. При всей схожести характеристик, изображение, даваемое макрообъективом, сильно отличается от изображения с портретной оптики. Макрообъективы дают довольно контрастное, “жесткое” изображение. Но при съемке людей такой характер изображения подчеркивает все дефекты на коже. Поэтому портреты снимать макрообъектом не рекомендуется.

Почему у серьезных фотографов несколько объективов?

Порой люди, незнакомые с фотографией, недоумевают, зачем увлеченному фотолюбителю или профессионалу не один, а сразу несколько объективов? Теперь, после изучения урока, становится понятно: для каждой съемочной ситуации подходит та или иная оптика. Как правило, в арсенале фотографа имеется несколько объективов для разных ситуация: одним объективом человек снимает портреты, а другим - пейзажи. У фотографа может быть несколько объективов с различными фокусными расстояниями, покрывающими нужный ему диапазон (чтобы снимать как вблизи, так и издалека).

Как собрать комплект объективов, необходимых для полноценной работы?

Каждый, кому возможностей универсального “китового” объектива не хватает, или кто собирает комплект фототехники с нуля, задается этим вопросом. В конечном итоге, всё зависит от ваших задач и интересов. Подумайте, что чаще всего вы снимаете, что вам интересно снимать. Ответив на этот вопрос, оптику выбрать будет легко. Однако, большинство начинающих фотографа затрудняется на него ответить. Ведь интересно сразу всё: и пейзажи, и портреты, и репортаж, и макросъемка. Поэтому начинающим фотографам разумнее всего начать именно с универсального зум-объектива, чьи фокусные расстояния покрывают сразу несколько обозначенных в статье диапазонов. Среди универсальных зум объективов для фотокамер Nikon можно выбрать уже упомянутый Nikon AF-S NIKKOR 24-120MM F/4G ED VR для полнокадровых камер, для кроп-камер - Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor, для системы Nikon 1 - Nikon 1 10-100mm f/4.5-5.6 PD-ZOOM VR nikkor. Такой объектив сможет стать вашим верным помощником в любом жанре фотографии.

Профессионалы же в погоне за высочайшим качеством изображения и высокой светосилой, предпочитают использовать несколько зум-объективов с меньшим диапазоном фокусных расстояний (например Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED + Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor). Либо “закрывают” востребованные ими диапазоны фокусных расстояний фикс-объективами.

Сейчас у меня есть только китовый объектив. На что мне его заменить или какой объектив мне купить в дополнение к нему?

Этим вопросом задается любой начинающий фотограф. Но на него ответить можете вы сами: проследите за собой - на каких фокусных расстояниях вы чаще всего снимаете; чего вам не хватает - более широкого угла обзора или большего “приближения” далеких объектов? Сделав выводы, вы сможете определиться с типом необходимого объектива. Например, многие хотят универсальности: чтобы одним объективом можно было снимать любые сюжеты. Тогда прежде всего стоит обратить внимание на универсальные объективы, о которых рассказывалось выше. Но если же вы хотите раскрыть максимум возможностей своего фотоаппарата и получать максимально качественные снимки с красиво размытым фоном, стоит попробовать “штатный” фикс-объектив. Он не сможет “приближать-удалять”, у него нет зума. Зато он даст отличное качество изображения. Для полнокадровых камер это объектив с фокусным расстоянием 50 мм (например Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor), для APS-C - 35 мм (например Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor), для Nikon 1 - 18 мм (например Nikon 1 18.5mm f/1.8 Nikkor).

Для какой съемки использовать – этот важный вопрос, рано или поздно задает каждый начинающий фотограф. В процессе работы обучающийся фотограф замечает интересные особенности разной оптики во всевозможных условиях съемки. И правда, для чего нужны те, или иные объективы? Разве не проще было бы сделать одну универсальную модель и навсегда закрыть вопрос о смене объектива? – Да, возможно, что создание универсального объектива «на все случаи жизни» существенно упростило бы жизнь многих энтузиастов, но, сколько бы стоила такая модель, каков был бы ее вес, и неужели она понадобилась каждому фотомастеру? Разнообразие видов объективов позволяет каждому найти подходящий вариант и использовать его при фотографировании тех, или иных сюжетов.

Читайте также:

Классификация объективов по фокусному расстоянию:

  • Короткофокусные объективы (широкоугольники);
  • Нормальные объективы;
  • Длиннофокусные объективы (телевики).

Больше о фокусном расстоянии объективов читайте .

Это три основных вида объективов, различающихся по фокусному расстоянию. Так же можно отметить так называемые суперширокоугольные объективы, ставшие особенно популярными в последние годы. Но о них чуть позже.

И так, давайте подробнее поговорим о каждом из трех видов объективов, что бы, наконец, понять какой объектив, для какой съемки использовать и какого результата он поможет достичь.

Короткофокусные или широкоугольные объективы

Широкоугольные объективы – это объективы с небольшим фокусным расстоянием. Малое фокусное расстояние позволяет охватить более широкое пространство, о чем и свидетельствует название данного вида объективов. Поле зрения широкоугольника составляет 55°-83°, включительно.


Широкий угол позволяет такому объективу захватить больше пространства в кадре, как в ширину, так и вглубь. Это дает возможность снимать более резкие кадры. Большая глубина резкости делает максимальную область кадра четкой. Такая особенность оптики делает ее отличным помощником при фотографировании архитектуры, интерьера и пейзажей. В тоже время, портретная съемка окажется не такой удачной, так как широкий угол охвата объектива будет искажать лица моделей, делая их более вытянутыми. Снимать с широкоугольниками лучше всего что-то большое и объемное, когда важно, что бы как можно больше пространства вместилось в кадр.

Нормальные объективы, или реалистичные

Нормальные объективы – это объективы, обеспечивающие реалистичное представление действительности в кадре. Искажение перспективы с таким объективом минимальное. Нормальным считается объектив, фокусное расстояние которого равно диагонали кадра. Угол зрения нормального объектива составляет 50-55°, что приблизительно соответствует среднестатистическому углу зрения человеческого глаза.


Одним из главных преимуществ нормальных, или реалистичных объективов является их универсальность и большая светосила. Зачастую, именно реалистичные объективы обладают большой апертурой, что позволяет максимально открыть отверстие диафрагмы и получить больше света.

Фокусное расстояние нормального объектива составляет 50 мм, если речь идет о съемке с пленочным фотоаппаратом, или фотоаппаратом с полноформатной матрицей. На фотокамерах с кропнутыми матрицами фокусное расстояние реалистичного объектива составляет 25-50 мм, в зависимости от значения кроп фактора.

Благодаря своей универсальности, нормальные объективы применяются в различных видах съемки, и, в принципе, могут стать основным предпочитаемым объективом в работе. Однако, наибольшей популярности такой вид оптики получил в портретной съемке. Благодаря оптимальному углу зрения и большой светосиле, реалистичные объективы обеспечивают наиболее привлекательные результаты.

Длиннофокусные объективы или телевики

Длиннофокусными считаются объективы с относительно большим фокусным расстоянием и узким углом зрения, составляющим менее 45°. Те длиннофокусные объективы, в которых используется зеркально-линзовая (телескопическая) конструкция называются телеобъективами.

Благодаря узкому углу зрения и большому фокусному расстоянию, длиннофокусные объективы позволяют снимать отдаленные объекты в большом масштабе. Возможность снимать крупным планом удаленные объекты, открывает новые горизонты для фотографов спорта и дикой природы, позволяя масштабно зафиксировать объект, не приближаясь к нему на близкое расстояние.

Малая глубина резкости также является отличительной особенностью длиннофокусных объективов. Визуальное уплотнение пространства, отображаемого с помощью длиннофокусного объектива, приводит к размытию фона и/или переднего плана. Такой эффект объективов делает их актуальными и в портретной съемке, когда важно размыть фон позади модели. Длиннофокусные объективы окажутся совершенно бесполезными при съемке в небольших пространствах, или в случаях, когда перед фотографом стоит задача в полном объеме изобразить какой-либо габаритный объект.

Объектив рыбий глаз

Помимо вышеупомянутых типов объективов, различают также суперширокоугольные объективы, или, как их еще называют, объективы рыбий глаз. Угол обзора такой оптики может доходить до 180°. Главным преимуществом объективов рыбий глаз является их большой угол обзора, позволяющий захватить максимальное пространство. В силу очень широкого угла зрения возникают неизбежные искажения. Объекты, находящиеся в центре кадра кажутся более отдаленными, чем есть на самом деле, а объекты, находящиеся по краям изображения имеют искаженные (выгнутые) линии.

Объективы рыбий глаз применимы не только в творческой съемке, они также используются в фотожурналистике и кинематографе. Кроме того, рыбий глаз имеет широкое практическое применение в прикладной фотографии, а именно в метеорологии, съемке небесного свода, авиационных тренажерах и т.д..

Заключение

Этот небольшой обзор видов объективов должен помочь начинающим фотолюбителям определиться с тем, какой объектив им необходим для той или иной съемки, а также понять, какими особенностями обладают различные модели оптики. Надеемся, что после прочтения этого краткого обзора, новички решат для себя какой объектив, для какой съемки использовать.

Длиннофокусный объектив - отличный инструмент, который позволяет получить прекрасные кадры там, где другие объективы просто бессильны. Каковы его особенности, достоинства и недостатки? Давайте разбираться.

Что это такое?

Длиннофокусный объектив - это устройство для фотоаппарата, фокусное расстояние которого значительно превышает диагональ кадра. В этом случае угол поля зрения может быть от 10° до 39°. Назначение объективов с таким фокусным расстоянием - это съемка удаленных объектов, ведь они способны значительно приблизить объект съемки и заметно увеличить изображение. Они незаменимы в случае, если у фотографа нет возможности подойти вплотную к объекту съемки, а сделать фото необходимо в крупном масштабе, сделать акцент на небольшом нюансе или крупном плане.

Увеличение объекта съемки будет тем ощутимее, чем большую разницу составляют между собой параметры фокусного расстояния стандартного и длиннофокусного объективов, а перспектива фотографии будет казаться более сжатой. То есть расстояние до далеких предметов будет казаться намного меньше.

Для чего применяются?

Съемка длиннофокусным объективом незаменима в фотоохоте за крупными и мелкими животными. Еще одна сфера применения такого устройства - портретная съемка, однако здесь имеются свои особенности. Чтобы на фото не были искажены пропорции лица, фотографу необходимо снимать с достаточно большой дистанции (1.5-2 м). Широкоугольные и стандартные объективы при съемке с такого расстояния дают мелкое изображение.

Первая особенность

В чем же особенности длиннофокусной оптики?

Во-первых, она увеличивает изображение. К примеру, оптика с параметром фокусного расстояния в двести миллиметров почти в четыре раза будет превышать фокусное расстояние стандартного объектива (50 мм). Соответственно, масштаб изображения будет крупнее в четыре раза. Из этого следует, что выяснить кратность можно путем деления фокусного расстояния на 50. Например, у советского длиннофокусного объектива МТО-1000А фокусное расстояние составляет почти 1100 мм, соответственно, кратность равна 22.

Возможность существенного приближения объекта съемки - одно из самых ценных свойств таких объективов для фотографов, потому что только так можно сделать прекрасные кадры дикой фауны или любых других объектов, к которым по каким-либо причинам невозможно приблизиться.

Однако из этого следует и один из главных недостатков такой оптики - размер. "Мощные" объективы с большой кратностью увеличения тяжелы и громоздки, ими практически невозможно пользоваться в отсутствие хорошей опоры. Ею чаще всего служит штатив.

Еще одна отрицательная особенность, которую следует учитывать, состоит в том, что длиннофокусная оптика делает заметными все недостатки, вызванные и качеством самого объектива, и вибрациями фотоаппарата. Ее практически невозможно избежать при большом весе устройства. Из-за этого многие длиннофокусные объективы не могут сравниться с обычными по степени резкости изображения, но стоят гораздо дороже последних.

Вторая особенность

Еще одна важная черта длиннофокусной оптики, за которую ее так любят фотографы, - это возможность выделения объекта съемки на фоне, то есть красивое размытие. Это очень полезно если, например, животное стоит на фоне растительности. За счет чего получается сильное размытие фона? Дело в том, что у длиннофокусного объектива небольшой угол зрения (к примеру, для устройства, фокусное расстояние которого равно 400 мм, это всего 5°), а глубина резкости меньше, чем у стандартных образцов. Таким образом, если диафрагма полностью открыта, то глубина резкости представляет собой узкую полоску, поэтому все пространство, кроме самого объекта, находится в фокусе.

Третья особенность

Есть еще одна особенность, которая тоже связана с небольшой глубиной резкости. Она имеет особое значение при фотографировании фауны. Объекты, как сзади, так и спереди, будут не в фокусе и получатся размытыми. Это означает, что различная тонкая растительность, которая будет четко видна на фотографии со стандартного объектива, будет практически не видна на фото с длиннофокусной оптики.

Аберрации

Аберрациями называются отклонения фото от нормы. В случае с длиннофокусными объективами мы говорим о конкретном виде аберраций - дисторсии, то есть искривлении геометрии. Это значит, что масштаб фото будет изменяться от центра к краям. Прямые линии могут становиться выпуклыми или стремиться к краям фотографии, в таком случае это так называемая бочкообразная дисторсия. Если линии становятся вогнутыми и стремятся к центру, то это подушкообразная дисторсия.

В некоторых случаях могут возникать и хроматические аберрации, которые проявляются как эффект цветного очертания у объекта. Это можно устранить после съемки, воспользовавшись графическими редакторами. Процесс будет проще, если фотограф снимает в RAW-формате.

Жанры съемки

Остановимся подробнее на сфере использования длиннофокусных объективов.

  1. Спортивные мероприятия. Фотографам в подобных случаях, как правило, мешают ограждения, и расстояние до объекта съемки получается достаточно большим. "Телевик" в этом случае просто незаменим, однако стоит помнить, что изображение достаточно легко "смазать", поэтому выдержку нужно устанавливать на значение 1/1000 секунды и использовать монопод или штатив.
  2. Архитектура. Рассмотреть и запечатлеть все детали того или иного архитектурного здания не проблема, если есть длиннофокусная оптика. Если со стандартным объективом с далекого расстояния получится снять только общий план, то "телевик" выделит интересующую деталь.
  3. Пейзажи. Стандартные объективы могут быть неудобными в пейзажной съемке, ведь дают слишком общий план. Длиннофокусный объектив "возьмет" пик горы, бурлящий водопад и любые другие объекты, находящиеся на достаточном удалении.

Для Nikon

Примером популярной модели длиннофокусного объектива Nikon является Nikon 70-200 мм f/4G ED VR AF-S. Фотографы называют его одним из лучших объективов по многим параметрам, в которые, однако, не входит цена. На данный момент минимальный ее порог составляет 90 тысяч рублей.

Это отличная длиннофокусная оптика, имеющая постоянную диафрагму, параметр которой равен 4. Его огромный плюс - это резкость изображения. То есть кадры, сделанные им, не уступают по резкости стандартным объективам с аналогичными параметрами. По сравнению с "собратьями" имеет небольшой вес, а этим могут похвастаться немногие представители такого вида оптики. Имеется превосходный стабилизатор изображения, а фокусировка работает тихо.

Более бюджетный вариант - Nikon 70-200 мм f/2.8G ED-IF AF-S VR.

Для Canon

Пример длиннофокусного объектива Canon - это в первую очередь Canon EF 70-200 мм f/2.8L IS II USM. Этот телеобъектив весьма тяжел, вес составляет 1.5 кг, что сильно сказывается на физическом состоянии фотографа при продолжительных съемках. Он поместится далеко не в каждую сумку, поэтому ее придется или подбирать специально, или носить камеру в руках или на шее.

Нижний порог стоимости на данный момент составляет 125 тысяч рублей.

Эта качественная оптика имеет два режима работы стабилизатора, практически бесшумный и очень быстрый автофокус. Защита его достаточно высока, поэтому фотограф имеет возможность делать фото в плохих погодных условиях, таких как снег и дождь. На фото присутствуют хроматические аберрации, однако они на низком уровне, а вот на открытой диафрагме будет появляться виньетирование, что может немного испортить кадр. В комплекте к этому длиннофокусному объективу Кэнон идет штативная нога.

Сегодня процесс фотографирования здорово отличается от прежних времён. Многообразный арсенал цифровой фототехники даёт возможность удовлетворить любые желания.

Свойства

Современные зеркальные камеры со сменной оптикой предоставляют широкое поле деятельности для творчества. Трудным остаётся выбор объектива. Этот процесс сложен и для новичка в деле фотографирования, и для профессионала.

Сначала требуется определить, для каких целей он необходим. Чтобы правильно выбрать объектив, нужно понять какие они бывают, для чего и как их можно использовать. Фототехника и фотообъективы фирмы Canon – одни из самых покупаемых. Рассмотрим виды объективов для Canon.

Объектив – это его глаз, который проецирует изображение на плоскость.
В новом фотоаппарате стоит штатный объектив, который ещё называют «китовый». Любительские модели Canon снабжены фотообъективом с переменным фокусным расстоянием в диапазоне 18-55 мм, имеющим диафрагму 1/3,5 – 1/5,6.

Эти характеристики вполне универсальны для того, чтобы получать пользовательские снимки в любых жанрах. А недостатки такого «стекла» как раз и подскажут, что конкретно вам недостаёт: красочных портретов или шикарных пейзажей.

Даже новичку-фотолюбителю иногда не хватает нужного обзора, иногда он недоволен качеством фото в условиях слабого освещения. Все тонкости съёмки зависят от главных характеристик объектива, к которым относятся:

  • фокусное расстояние;
  • светосила.

Эти параметры привычно отображают на ободе фотообъектива. Именно они определяют назначение объектива, то, каким образом его можно использовать.

Фокусное расстояние


Фокусное расстояние измеряется от центра линзы до её фокуса. Зависит оно от места съёмки, снимаемого жанра и видения фотографа. Существует ряд субъективных рекомендаций по использованию фокусных расстояний, знание которых важно для правильного выбора объектива.

  • 14 мм. Угол зрения широк, даёт снимать внутри помещения, в машине, передний план. Интерьерные и портретные кадры могут искажаться даже за счёт маленького наклона камеры.
  • 24 мм. Угол тоже широк, требуется выбрать, что должно попасть в кадр. Применяется для съёмок в путешествии, в помещениях, портреты получаются проблематично.
  • 28 мм. Комфортно для съёмок общих сцен, обзора, но не портретов.
  • 35 мм. Это все ещё широкоугольник, но появляется баланс между человеком и окружением, поэтому получаются поясные портреты, групповые фото, фото в интерьерной студии.
  • 50 мм. Это жанровое фокусное расстояние. Применяется для съёмок сценок, действий, пейзажей, поясных портретов.
  • 70 мм. Применяется для портретных и предметных фотосессий.
  • 85 мм. Идеальное расстояние для портретной съёмки, потому что даёт работать с моделью на расстоянии 2-3 метра. Рекомендуется снимать на улице и в помещении и делать акцент на детали.
  • 135 мм. Угол требует много простора, поэтому снимать в помещении трудно, требуется отойти от объекта на 5-6 метров. На улице портретная съёмка удаётся, потому что лучше размывается задний фон. С дальнего расстояния можно невидимо для незнакомого делать интересные снимки.
  • 200 мм. Выполняют портреты на этом расстоянии, но чаще снимают спорт и дикую природу.

Светосила


Чем выше этот параметр, тем лучше фотообъектив. Светосила показывает силу открытия диафрагмы объектива и вычисляется как отношение фокусного расстояния к диаметру диафрагмы. Это диафрагменное число обладает обратной зависимостью: чем оно меньше, тем «светлее» объектив.

Светлые модели характеризуются диафрагменным числом меньше чем 2,8. К тёмным относят показатель свыше 3,5. Светлые модели превосходят по габаритам и весу тёмные, соответственно и цена у них выше, иногда намного.

Стандартные объективы для canon


Фокусное расстояние у такой модели равно 50 мм. Его ещё называют «полтинник». Угол обзора у этого устройства такой же, как при осмотре вокруг одним глазом, то есть – ровно половина.

Научно это звучит так: фокусное расстояние прибора равно диагонали кадра.

Такое соотношение делает возможным передавать реалистичную картинку без искажений, поэтому эти объективы популярны и востребованы. Они просты в использовании и создают обыкновенные бытовые фотографии требуемого качества.

Широкоугольные объективы для canon

Уже в названии модели указано, что угол обзора здесь значительно шире, чем у стандартного устройства. Так называемые «ширики» имеют угол от 50 до 90 градусов. А фокусное расстояние у них от 20 до 50 мм, поэтому их определяют ещё как короткофокусные устройства.

Охват такого угла обзора даёт возможность уместить в кадре много пространства, поэтому с их помощью производят пейзажные съёмки, делают снимки архитектурных ансамблей, квартирных интерьеров. Они менее чем другие модели чувствительны к шевелению кадра и характеризуются высокой глубиной резкости.

Но для работы с этой моделью нужно умение, так как на получаемом фото могут возникать искажения. Это линейные или перспективные изменения изображения или виньетирование (затемнение углов кадра). Проявляться эти неприятные моменты могут как скривлёнными линиями по краю кадра, так и тёмными краями фотографии.

Убирается эффект виньетирования с помощью программ редактирования фотографий. При съёмке широкоугольным фотообъективом приходится мириться с неоднородностью снимка по всему полю кадра.

Если угол обзора перевалил 90 градусов, то такой объектив называют сверхширокоугольным. Такая модель позволяет снимать близко крупные объекты и делать выразительные пейзажные зарисовки. Поэтому об использовании такого девайса, например, в портретном жанре можно только мечтать. Цена этих устройств кусается, для новичка в фотоделе особенно.

Фотообъективы Canon данного класса стоят свыше 20 тыс. руб.
Сверхширокоугольные модели делят на две группы:

  • прямые объективы;
  • рыбий глаз.

Первые дают изображение с приемлемым допуском искажений, а вторые дают бочкообразные искажения.

Объективы для canon рыбий глаз


Сверхширокоугольные модели с углом обзора 180 градусов и фокусным расстоянием до 15 мм носят название «рыбий глаз» или «фишай». Различают два типа таких устройств: с углом 180 градусов по диагонали кадра и 180 градусов по вертикали кадра.

Обзор получается велик, но при этом возникают оптические искажения. Изображение получается такое, как будто на мир смотрели сквозь стеклянный шар. Отсюда и название. Картинки получаются выпуклые или вогнутые, искривлённые пейзажи, страшные рожицы и другие интересные эффекты.

Невероятные искажения, получаемые в разных ракурсах, ценятся знатоками мира фотоискусства. Модель имеет маркировку Fishey.

Фикс-объективы для canon


По используемой конструкции объективы различают:

  • с постоянным фокусным расстоянием, называемые «фиксами»;
  • с переменным фокусным расстоянием, получившим название .

Понятно, что постоянное фокусное расстояние не меняется, поэтому такое устройство не может приблизить или отдалить изображение. Это приходится делать ногами.

Зумы в этом плане намного удобнее. Стоя на месте у фотографа есть возможность управлять съёмкой простым движением кольца объектива. И все же фиксы, несмотря на такое неудобство, не сдают своих позиций по востребованности. Профессионалы-фотографы предпочитают иметь аппараты обоих видов.

Дело в том, что качество изображения фиксов значительно выше, чем аналогичных по цене фотоаппаратов с переменным фокусным расстоянием. У фиксов большая светосила и меньше искажений, они просты в устройстве и поэтому дёшевы. Фикс незаменим для фотографирования статичных предметов, например, картин, музейных экспонатов.

Неплохо он работает и при ночной съёмке, за счёт хорошей светосилы снимки получаются достойного качества. А его простота и дешевизна делает его популярным в среде фотолюбителей.

Зумы дороже, но переменное фокусное расстояние позволяет использовать его там, где может потребоваться несколько фиксов. Он легко выстраивает нужную композицию и просто незаменим при динамичной съёмке, например, при репортажах, оперативных мероприятиях: свадьбах, спортивных соревнованиях, туристических вояжах.

Фотографирование крупного плана также выполняется им без проблем. Такой фотообъектив универсален и экономичен, один выполняет функции нескольких фотоаппаратов с фиксированным фокусным расстоянием.

При сравнении зумов и фиксов, к недостаткам зумов относят:

  • худшее качество изображения;
  • меньшую надёжность;
  • меньшую светосилу;
  • наличие искажений;
  • уменьшение угла обзора при приближении.

Для зумов предел светосильности – диафрагма 2.8, в основной массе устройств используется предел светосилы 3.5, тогда как фиксы производят с диафрагмой 1.8 и меньше. И все же любительские зеркалки комплектуются . При использовании фотокамеры необходимо учитывать кроп-фактор.

Кроп-фактор


Кроп-фактор возник при переходе с плёночной техники на цифровую. Полнокадровым считался фотоаппарат со стандартной фотоплёнкой 35 мм, при переходе на цифровые технологии фотоплёнку заменила электронная матрица.

Матрица таких же размеров, как плёнка стоила дорого, и производители урезали её размер. Так появилось понятие коэффициента кропа, равного отношению диагонали полного кадра к урезанной диагонали матрицы. А урезанная матрица стала называться кроп-матрицей.

Сегодня много камер с полнокадровой матрицей, где коэффициент кропа =1, но если в камере используется кроп-матрица, то это ведёт к своеобразной обрезке кадра.

В область фотографирования попадает меньшая часть. Это означает, что чем выше кроп-фактор, тем меньше угол обзора. Чтобы правильно определить фокусное расстояние в аппаратах с кропнутой матрицей нужно фактическое расстояние умножить на коэффициент кропа.

Поэтому, если объектив с фокусным расстоянием =50 мм поставить на камеру с коэффициентом 1,6, то объектив становится аналогичен 80 мм. Хотя ошибочно считать, что приближение лучше на с кропнутой матрицей. Здесь происходит уменьшение фотографируемой площади.

Фотоаппарат с кропнутой матрицей в разы дешевле полнокадрового. Фотообъективы делят на два вида: для кропа и для полнокадровой камеры. Первые используются только на любительской технике, вторые совместимы с профессиональной и любительской моделью.

Полнокадровые устройства универсальны, но дороже, поэтому, если в фотоаппарате стоит кроп-матрица, то нет смысла приобретать полнокадровый объектив.

Портретные объективы для canon


Настоящие умельцы делают отменные портреты и портретные композиции стандартными «полтинниками». При этом качество достигает высочайших планок. Но для профессиональной работы над портретом лучше воспользоваться специальным портретным объективом. Характерные признаки таких объективов:

  • высокая светосила (диафрагменное число <2,8);
  • фиксированное фокусное расстояние.

Википедия даёт определение портретного объектива как устройства, относящегося к классу длиннофокусных моделей, но включающих специальный конструктив, который выдаёт мягкое изображение, чтобы на фото нивелировались дефекты кожи. Чаще это фиксы, но допускается использование зумов с таким фокусным расстоянием, которое бы обеспечивало самое малое оптическое искажение.

Классикой портретной съёмки считается расстояние 70 –150 мм, а классический портрет – это стандартно фото человека на размытом заднем фоне. Для этого диафрагма объектива должна иметь большое отверстие. Чем меньше диафрагменное число, тем размытее задний фон.

Для правильных пропорций тела фокусное расстояние не может быть коротким, для нормальных камер оно составляет от 70 до 135 мм, для фотоаппаратов с кропом – 50-85 мм. Длиннофокусные устройства не искажают пропорций, размытый фон даёт сосредоточить внимание на снимаемом объекте.


Длиннофокусный экземпляр хорош для удалённой съёмки. Расстояние 150 мм заставляет для выполнения портрета отходить от объекта довольно далеко. А модели с ещё большим расстоянием называются телевиками. Они выполняются с фокусным расстоянием 200, 300 мм и даже 1000 мм. Применяют их для фотографирования предметов и явлений, к которым трудно подойти близко.

Это, как правило, мир природы с его живыми обитателями или спортивные состязания и то, что фиксируется в динамике. Ввиду специфики конструкции эти модели обладают внушительными габаритами и размером, соответственно и цена у них высока.

Линейка портретных фотообъективов настолько сегодня обширна, что всегда можно выбрать подходящую конкретно вам модель, которая бы соответствовала желанию и по функциям, и по цене.

Объективы canon для макросъемки


Здесь сначала надо определить, для какой цели нужен объектив. Макросъёмка даёт возможность снимать очень маленькие предметы с короткого расстояния. Если снимать нужно музейные или ювелирные изделия, то лучше воспользоваться короткофокусной моделью, а для снятия маленьких частиц живой природы, насекомых и растений подойдёт длиннофокусный объектив.

Съёмка осуществляется в масштабе 1:1 с использованием системы внутренней фокусировки, что даёт тщательно воспроизводить мельчайшие контуры. Маркируются объективы Macro, это говорит о том, что используется минимальная дистанция фокусировки.

Для макросъёмки ещё используют тилт-шифт объективы, которые умеют выполнять наклон и сдвиг изображения путём изменения перспективы кадра.

Они неавтофокусные.
Иногда можно обойтись без специального объектива. Режим макросъёмки поддерживают многие стандартные объективы, в которых обозначена функция «макро». В этом случае нужно выставить максимальное фокусное расстояние и фотографировать предмет, подойдя к нему ближе.

Объективы для canon со стабилизатором


При работе с большим фокусным расстоянием возникает опасность смазывания кадров. Причиной этого может стать дрожание рук фотографа или тряска . Устранить эту проблему можно тремя способами:

  • использовать при фотографировании специальный держатель – штатив;
  • выставлять минимальную выдержку при съёмке;
  • использовать фотообъектив со стабилизатором.

Последнее действие крайне полезно, но не всегда спасает кадр. И, тем не менее, большое число объективов производится с функцией стабилизации. Маркировка на такой модели должна включать символы IS. Римская два возле IS означает применение системы стабилизации второго поколения.

Включение стабилизатора в конструктив объектива увеличивает его стоимость . Ещё одним минусом можно считать скорую разрядку аккумулятора, так как стабилизатор тоже потребляет энергию.

Функция стабилизации крайне необходима при съёмке длиннофокусными устройствами, полезна она в условиях слабой освещённости, так как помогает получать резкие фото на длинных расстояниях.


Фотограф, работая объективом со стабилизатором, не должен бояться вибраций и шевеления, кадр станет устойчив. Функцию стабилизации можно отключить.

Объективы лейка для canon


Объектив лейка относится к классу объективов прошлых лет, которые выпускались к легендарному фронтовому фотоаппарату «Лейка». Но до сих пор у него много приверженцев. В настоящее время большинство современных фотокамер снабжено автоматической фокусировкой. В моделях Canon она реализована с помощью ультразвукового мотора USM, который выполняет фокусировку скоростно и бесшумно.

Простой фотолюбитель предпочтёт автофокусировку, но настоящий мастер знает, что фотошедевр можно получить только ручной настройкой.

Модель лейка представляет собой мануальный образец, то есть здесь используется ручная фокусировка. Кроме того, в новых моделях используются асферические линзы, тогда как объектив лейка до сих пор считается «доасферическим», и его отличает низкий микроконтраст изображения.

Старые мастера ценили лейку за её «тёплый леечный свет», который давало светорассеивание объектива. Рисунок изображения получался резким, и в то же время нежным. Модель обладает прекрасной механикой, которая не даёт никаких посторонних шумов и люфтов при вращении кольца фокусировки.

Оно легко и плавно, без усилий, переходит на выбранное значение. Несмотря на свою компактность (размер объектива мал) устройство уверенно работает на всём диапазоне диафрагмы и фокусном расстоянии.

Как выбрать объектив

Рассмотрев виды объективов и их назначение, можно задуматься о приобретении полезного устройства для своих целей. Итак, подводим итоги.

  • Определяемся с необходимым разрешением камеры. Выбираем по фокусному расстоянию (широкоугольную, стандартную, длиннофокусную).
  • Величина передней линзы должна быть большой, качество стекла определяется визуально.
  • Выбираем фотообъектив по нужной светосиле. Светосильные устройства недешевы, но они гарантировано дадут необходимую резкость и малые искажения.
  • Нужное качество изображения получается, если приобрести модель со стабилизатором.
  • Не менее важна резкость . Характеристика MTF указывает на контрастность и резкость. Если MTF < 30 %, то такую модель можно покупать только в том случае, когда нужны пользовательские фото, размером 10х15 мм. Ниже 30 % объектив считается нерезким или «мыльным».
  • Наконец, следует обязательно обратить внимание на байонет – крепление фотообъектива. Крепление идёт в фирменном исполнении, поэтому искать объектив надо в том модельном ряду, чьей фирмы ваш фотоаппарат.
  • Ещё один необходимый показатель – пыле и влагозащищенность устройства. Модели штатных серий не рекомендуется использовать под дождём и в пыльном пространстве, так как они уязвимы к экстремальному окружению. Намокание может молниеносно привести его в негодность. Но Canon предлагает элитную серию объективов, которые выдерживают непогоду. Обозначается она буквой L и предназначена для профессиональной съёмки. Отличает такие фотообъективы красная полоса на ободе модели. Цена такой техники на порядок дороже любительской зеркалки, но она заслуженно пользуется популярностью у профессиональных фотографов.
  • В последнее время появились объективы с зелёной полосой и маркировкой DO. Это новая фишка от Canon:«DO» – эта аббревиатура означает применение многослойных дифракционно-оптических элементов, что ведёт к снижению веса и размеров фотообъектива, при этом не ухудшая качества снимка и аберрацию.

Проведите тестирование выбранного устройства, проверьте работу стабилизатора, если он есть, проверьте точность кадрирования и фокусировки, а также механику. К механике объектива относятся все выдвижные части и все кнопочки, переключатели, регулировочные кольца.

Она должна работать плавно, без заеданий и шумовых эффектов.

Следует обратить внимание на то, из скольких секций выполнена телескопическая конструкция зум-объектива. Модель с тремя двигающимися секциями уязвимее фотообъектива с двумя выдвижными элементами. Проверьте отсутствие люфтов.

Когда можно сэкономить на приобретаемом оборудовании?

  • прибор нужен для высококачественной любительской съёмки;
  • он приобретается дополнительно к имеющимся приборам;
  • модель будет использоваться для учебных целей.

Но в целом низкая стоимость объектива говорит о слабых технических способностях модели и не гарантирует его долгое использование. Поэтому при покупке фототехники лучше не ограничивать себя в средствах, тогда и результат может быть достойный.


Фокусное расстояние 800 мм

NIKON D4S / Nikon AF-S 800mm f/5.6E FL ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 2500, F5.6, 1/1600 с, 800.0 мм экв.

При съёмке диких животных (как правило, очень пугливых и осторожных) без длиннофокусной оптики никак не обойтись. Я обычно пользуюсь супертелеобъективами AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR и AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR. Часто помогают зумы. Вот модели, которые у меня есть: AF-S NIKKOR 80–400mm f/4.5–5.6G ED VR, AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR. И в моей работе они незаменимы.

NIKON D300S / Nikon AF-S 600mm f/4G ED VR УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/3200 с, 900.0 мм экв.

В дикой природе часто всё происходит очень быстро - успеть переставить оптику невозможно. Зумы позволяют моментально менять фокусное расстояние, выстраивать кадр. Качество картинки, получаемое с современными зум-объективами Nikon , не так сильно уступает качеству картинки «фиксов».

NIKON D4S / 200.0-500.0 mm f/5.6 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.6, 1/640 с, 300.0 мм экв.

Мой стандартный набор объективов: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. А дальше при необходимости беру ещё 600 либо 800 мм. Это оптимальный комплект, который позволяет перекрыть все возможные фокусные расстояния.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/400 с, 160.0 мм экв.

Каждой линзе - своя задача

Я снимал всеми длиннофокусными объективами Nikon и могу сказать, что преимущество каждого из них проявляется в зависимости от задач, места и времени съёмок. Например, сейчас я работаю над большим проектом «Русская Арктика». Там открытые пространства, очень пугливые животные, так что я часто использую самый длиннофокусный объектив. У Nikon на данный момент это AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR. Если и его мне не хватает, беру камеру с кроп-матрицей.

NIKON D4S / Nikon AF-S 800mm f/5.6E FL ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 2500, F5.6, 1/125 с, 800.0 мм экв.

Новый объектив AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR я использовал всего несколько раз и был поражён его качеством. У него отличный VR, очень хорошее стекло, картинка получается резкой. Единственный недостаток - на полном зуме он становится очень длинным и начинает немного «клевать», держать его в руках непросто. Впрочем, к этому быстро привыкаешь. А ещё для меня оказался не самым удобным длинный ход фокусировочного кольца: приходится перехватываться, тогда как на AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II достаточно одного движения руки. Это не так критично, но иногда возникают ситуации, где требуется быстро реагировать, крутить кольца.

NIKON D4S / 200.0-500.0 mm f/5.6 УСТАНОВКИ: ISO 250, F6.3, 1/1000 с, 390.0 мм экв.

Весной я начал работу над проектом «Тайга» и для него приобрёл объектив AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR. Честно говоря, впечатлён тем, насколько красивую, качественную картинку он даёт. Картинка на f/2.8 - загляденье. Снимать с ним можно практически в любых условиях освещённости! В тайге всегда темно и сумрачно, там нужен светосильный объектив.

NIKON D4S / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 1000, F2.8, 1/1600 с, 400.0 мм экв.

Мне много приходится работать в Африке. Если я еду в Танзанию, беру с собой AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR или AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR, если в ЮАР или Ботсвану, хватит AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. Это самый универсальный объектив, один из моих любимых.

Если бы я мог взять с собой всего одну линзу, это однозначно был бы AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. В Африке обычно снимаешь из машины и никогда не знаешь, где начнут развиваться события, а с зумом ты всегда готов работать. Кроме того, я стараюсь постоянно не снимать на одном фокусном расстоянии. Во-первых, картинка должна быть разнообразной, а кадры - разноплановыми. Во-вторых, бывает, поменяешь 600 мм на 70–200, и уже совсем другие кадры получаются, более интересные.

NIKON D3S / Nikon 200-400mm f/4G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4.5, 1/3200 с, 380.0 мм экв.

Телевиками не стоит увлекаться, объективы нужно комбинировать. У меня всегда 2–3 камеры с разными линзами, так что я могу снимать один и тот же сюжет разной техникой, с разными фокусными расстояниями. Это позволяет лучше раскрыть момент, и в дальнейшем, если съёмка попадает в книгу, такой подход даёт возможность выбрать самые цепляющие кадры и ракурсы.

Если вы только начинаете снимать и раздумываете о покупке длиннофокусника, хорошо подойдут 80–400 мм, 200–500 мм, они оптимальные. Следующий шаг - это AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, топовый объектив, который закроет все основные потребности фотографа. Если человек хочет продолжать снимать дикую природу, развиваться, то ещё один шаг вперёд - дальнобойные объективы с фиксированным расстоянием.

Аксессуары для длиннофокусных линз

Очень важны штатив и хорошая штативная голова, которая позволит избежать «шевелёнки» и получить резкие, чёткие кадры. Обычно я подвешиваю на штатив какой-нибудь камень для большего веса. Когда-то я возил с собой в такие поездки обычную советскую авоську: накидал в неё камней, подвесил на штатив за крючок, получил неубиваемую конструкцию. И в багаже она места совсем не занимала.

NIKON D4 / Nikon AF-S 800mm f/5.6E FL ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 640, F5.6, 1/8000 с, 800.0 мм экв.

Ещё при съёмке «дальнобойной» оптикой всегда нужно использовать тросик, а если в кадре нет движения, то, возможно, и подъём зеркала, потому как вся эта конструкция очень чувствительна и к ветру, и к любому внешнему воздействию. Съёмка животных обычно происходит рано утром либо поздно вечером, когда освещённости не хватает, приходится работать на достаточно длинных выдержках.

NIKON D4S / Nikon AF-S 800mm f/5.6E FL ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 1600, F5.6, 1/250 с, 800.0 мм экв.

Конверторы на длиннофокусной оптике я использую редко. Всё-таки качество, которое так важно для меня, с ними чуть уходит. Впрочем, у меня есть AF-S Teleconverter TC-17E II, и я всегда его вожу с собой. Редко, но приходится его использовать. У AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR есть родной конвертор 1,25. Замечательный! С ним я не заметил снижения качества, а фокусное расстояние увеличилось до 1000 мм.

NIKON D4S / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/6400 с, 400.0 мм экв.

Транспортировка «монстров»

Зимой я ездил по острову Врангеля на снегоходе в поисках берлог белого медведя. В таких условиях, как правило, объектив лежит где-то сзади на багажнике, привязан и укутан. Возишь камеру и объектив отдельно друг от друга, ведь ситуации разные бывают. Во-первых, в собранном виде на ходу техника может сломаться от тряски. Во-вторых, по дороге можно заметить что-то интересное: для таких ситуаций у меня всегда наготове камера с зумом 200-400 либо 200-500 мм.

Кейсы для длиннофокусной оптики - большая проблема, потому что в обычный рюкзак они не помещаются, нужно быть готовым покупать специальные большие рюкзаки. У меня есть товарищ в Словакии, который шьёт такие кофры. Он мне сделал рюкзак, куда входят 400 и 800 мм - немаленькая, довольно тяжёлая конструкция, зато удобная, всё лежит на своих местах, можно нести оборудование на себе. Объективы весят килограммов 14, плюс всякую мелочь туда набиваешь, выходит 20–25 килограммов.

Выживание в суровом климате

Объектив NIKON AF-S 600MM F/4G ED VR

NIKON D300S УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/6400 с, 900.0 мм экв.

Когда снимаешь в суровых природных условиях, перепад температур - серьёзное испытание для техники. Например, однажды на Камчатке мы летели на вертолёте и вдруг увидели волков. Я моментально извлёк технику из сумки. В вертолёте было тепло, и объектив тут же запотел. Мы зависли прямо над волками, они совершенно не обращали на нас внимания, бегали, прыгали и резвились, а я не мог сделать ни кадра, упустил момент! Нужно следить за тем, чтобы температура оптики совпадала с температурой окружающей среды, не выносить в тепло из холода.

NIKON D4 / 80.0-400.0 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/2500 с, 400.0 мм экв.

Иногда я храню оптику на улице, а если снаружи очень холодно, то укутываю технику, заношу сначала в тамбур, затем в помещение. И так оставляю, чтобы температура выравнивалась постепенно. Но если есть возможность, лучше всё-таки объектив оставить в прохладном тамбуре (ничего с ним не произойдёт), а вот камеру нужно забирать в тепло.

NIKON D300S / Nikon AF-S 600mm f/4G ED VR УСТАНОВКИ: ISO 320, F4.5, 1/4000 с, 900.0 мм экв.

Бывало такое на острове Врангеля: заходишь с мороза в тепло, вдруг медведь идёт, выскакиваешь обратно на улицу, а техника уже запотела. Это, наверное, самая большая проблема при съёмке в холодных условиях.

NIKON D3 / Nikon 200-400mm f/4G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2000 с, 400.0 мм экв.

Был у меня случай много лет назад на Таймыре (у нас с друзьями есть давняя традиция: мы уже 18 лет ездим в тундру встречать весну). Однажды я попал под проливной дождь. Укрыть камеру не было возможности, и когда я вернулся в дом, с техники вода лилась ручьями. Я всё просушил, но через пару дней снова попал в точно такую же ситуацию. По уже накатанному пути дома повесил камеру на крючок в стороне от печки и ждал, пока всё просохнет. В конце концов, на объективе (это был AF-S NIKKOR 600mm) осталось внутри одно влажное пятнышко конденсата. Я придвинул его чуть ближе к печке, просушил до конца и отложил в сторону. В этот момент в дом зашёл мой товарищ и сказал, что недалеко от нас олени переходят реку. А дело было к вечеру, на улице здорово похолодало. Я взял камеру с просушенным объективом, вышел на улицу… И от резкого перепада температуры самая большая линза на объективе лопнула! Природу не обманешь. И тут я, конечно, сам, виноват.

NIKON D300S / Nikon 200-400mm f/4G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/1250 с, 420.0 мм экв.

А иногда технике угрожает не климат, а звери. У меня был забавный случай, когда я снимал в Ботсване, правда, не на длиннофокусный объектив, а на широкоугольный. Моя любимая точка съёмки - с земли. Установил низко на штативе камеру (у меня для этого есть специальные приспособления), и к камере вплотную подошёл молодой леопард и заметил в линзе своё отражение. Сначала он начал строить гримасы, трогать объектив лапой, а потом схватился зубами за бленду и попытался что-то отгрызть. Чтобы спасти ситуацию, я дёрнул за штатив. Леопард испугался и убежал.

NIKON D4S / Nikon AF-S 800mm f/5.6E FL ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1000 с, 800.0 мм экв.

Вообще, профессиональная техника редко подводит, и, как правило, неприятности случаются из-за твоей собственной ошибки. Сам уронил, сам утопил - всякое бывает. Обидно, но никто от этого не застрахован.