Минприроды о наилучших доступных технологиях. Экологическое нормирование и наилучшие доступные технологии Аббревиатура ндт в экологическом законодательстве

В соответствии с подп. «п» п. 27 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176, стимулирование внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) относится к основным механизмам реализации государственной политики в сфере экологической безопасности.

Как известно, законодательную базу перехода на НДТ сформировал Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), который затрагивает основы деятельности в области экологической безопасности с поэтапным, рассчитанным на длительный период внедрением НДТ.

Структура законодательства в области НДТ

В настоящее время законодательство в области НДТ имеет сложную структуру. Рамочные требования, непосредственно касающиеся НДТ, отражены во многих федеральных законах.

Основополагающим для перехода на НДТ является Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), который:

Определяет понятие НДТ;

Устанавливает нормы в отношении областей, в которых применение НДТ является обязательным;

Предусматривает разработку информационно-технических справочников (далее — ИТС) для конкретных областей применения НДТ;

Предписывает обязательность применения технологических показателей НДТ;

Формулирует меры государственной поддержки внедрения НДТ.

Указанные нормы взаимосвязаны с распределением объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на категории и применимы в обязательном порядке к объектам I категории , критерии выделения которых установлены именно по принадлежности к областям применения НДТ. Поэтому при внедрении НДТ необходимо принимать во внимание правовые нормы, установленные как непосредственно в отношении объектов, относящихся к областям применения НДТ, так и к объектам I категории, которые практически равнозначны.

Изменения законодательства в отношении НДТ ориентированы на нормы европейского права, в частности, Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/1/ EC от 15.01.2008 «О комплексном предупреждении и контроле загрязнений» и 2010/75/ЕС от 24.11.2010 «О промышленных эмиссиях (комплексное предупреждение и контроль)». В пункте 7 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ прямо указано, что при разработке ИТС могут использоваться международные ИТС по НДТ .

В статье 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ в общем виде отражена совокупность критериев для определения НДТ:

Наименьший уровень НВОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

Экономическая эффективность внедрения и эксплуатации НДТ;

Применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

Период ее внедрения;

Промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих НВОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В качестве НДТ могут быть приняты только технологии, применяемые не менее чем на двух объектах . Технологии, применяемые на одном объекте, не подлежат признанию в качестве НДТ, и следовательно, на объектах, где применение НДТ является обязательным, применение таких технологий противоречит законодательству.

Соответствие технологий критериям НДТ определяется в ИТС по НДТ, которые содержат в числе прочего следующие сведения:

Указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;

Описание НДТ для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в т.ч. перечень основного технологического оборудования ;

Технологические показатели НДТ;

Методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их НВОС и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего НВОС.

Несмотря на то что состав сведений в ИТС и указания по их учету отражены в Федеральном законе № 7-ФЗ, статус и условия применения ИТС регулируются законодательством о стандартизации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 162-ФЗ) ИТС — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные.

Соответственно, ИТС (как документы стандартизации) предназначены для добровольного применения (т.е. невыполнение содержащихся в них положений само по себе не влечет правовых последствий) за исключением случаев , если на официально опубликованные ИТС есть ссылки (наименование и обозначение ИТС с указанием даты утверждения) в нормативных правовых актах.

Основным инструментом государственного регулирования в области НДТ является установление нормативными документами в области охраны окружающей среды (ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ) обязательных к применению технологических показателей НДТ , определяющих концентрации загрязняющих веществ, объем и (или) массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, образования отходов, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (выполняемой работы, оказываемой услуги), т.е. направленных в том числе на ресурсо- и энергосбережение.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) технологические показатели НДТ устанавливаются не позднее 6 месяцев после опубликования ИТС и являются основой для разработки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I категории, собственных технологических нормативов , которые не должны превышать установленные технологические показатели НДТ.

Обязательные к выполнению требования по внедрению НДТ и соблюдению технологических показателей НДТ установлены применительно ко всем стадиям жизненного цикла объектов :

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

(в редакции, действующей с 01.01.2019)

Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании

1. […]
Проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, зданий, сооружений, которые являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом технологических показателей наилучших доступных технологий при обеспечении приемлемого риска для здоровья населения.
[…]

Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов

[…]
2. […]
Не допускается выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в эксплуатацию в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий .

Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

[…]
2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий , обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством .
[…]

Нормы о внедрении НДТ установлены в ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), согласно п. 2 которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны помимо прочего внедрять НДТ. В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) внедрять НДТ обязаны также юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники.

Согласно п. 4 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, включает в том числе информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии НДТ.

Как известно, в силу ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, будут обязаны в установленные сроки получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР). Кроме того, такие разрешения вправе получить лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых ИТС.

Предусмотренная ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ заявка на получение КЭР должна содержать обширную информацию, включая помимо прочего расчеты нормативов допустимых выбросов (сбросов) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности) при наличии таких веществ в выбросах (сбросах) , т.е. традиционному нормированию в рамках КЭР подлежат не все вещества , в отношении которых применяются меры государственного регулирования по ст. 4.1 Федерального закона № 7-ФЗ. Загрязняющие вещества III и IV классов опасности в рамках КЭР подлежат нормированию без учета местных условий с определением технологических нормативов, не превышающих по величине технологические показатели, которые должны быть установлены в нормативных актах по охране окружающей среды.

Заявка на получение КЭР должна содержать в том числе обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), а само разрешение — НООЛР. В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий. При этом на объектах I категории НООЛР устанавливаются на основании КЭР. Получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии КЭР санитарным правилам и гигиеническим нормативам не предусмотрено.

Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции, действующей с 01.01.2019) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, а также материалы обоснования КЭР (в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), проведенной в отношении проектной документации таких объектов) являются объектами ГЭЭ федерального уровня .

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 7-ФЗ государственная поддержка деятельности по внедрению НДТ может осуществляться посредством:

Предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

Предоставления льгот в отношении платы за НВОС в соответствии с природоохранным законодательством;

Выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

В связи с этим п. 5 ч. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2019; далее — НК РФ) установлено, что в отношении основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, может применяться ускоренная амортизация со специальным повышающим коэффициентом . К налоговым льготам относится также возможность предоставления инвестиционного налогового кредита при внедрении НДТ. Кроме того, в силу ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ с 01.01.2020 при выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ плата за НВОС фактически будет отменена.

В Российской Федерации внедрение НДТ, изначально закрепленное в природоохранном законодательстве, рассматривается как важный инструмент промышленной политики. Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 488-ФЗ) возможно предоставление субсидий на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, в т.ч. с использованием НДТ, а в силу ст. 12 Федерального закона № 488-ФЗ — предоставление финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в т.ч. посредством использования НДТ.

С переходом на НДТ тесно связан Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения в части эффективного использования энергоресурсов. При этом для объектов и технологий с высокой энергетической эффективностью установлены налоговые льготы, включая инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 НК РФ) и применение специальных повышающих коэффициентов к норме амортизации в отношении соответствующих основных средств (ст. 259.3 НК РФ), аналогичных установленным при внедрении НДТ. Однако эта взаимосвязь между внедрением НДТ и обеспечением высокой энергетической эффективности технологий в правовых нормах не отражена, и какие-либо ссылочные положения, касающиеся внедрения НДТ и повышения энергоэффективности, отсутствуют.

2. К областям применения наилучших доступных технологий могут быть отнесены хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, и технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

3. Определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения, утверждение методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, который создает технические рабочие группы, включающие экспертов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных научных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе государственных корпораций.

В целях осуществления координации деятельности технических рабочих групп и разработки информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям Правительство Российской Федерации определяет организацию, осуществляющую функции Бюро наилучших доступных технологий, ее полномочия.

4. Сочетанием критериев достижения целей охраны окружающей среды для определения наилучшей доступной технологии являются:

наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации;

применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

период ее внедрения;

промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, содержат следующие сведения:

указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;

описание основных экологических проблем, характерных для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности;

методология определения наилучшей доступной технологии;

описание наилучшей доступной технологии для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе перечень основного технологического оборудования;

технологические показатели наилучших доступных технологий;

методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их негативного воздействия на окружающую среду и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

оценка преимуществ внедрения наилучшей доступной технологии для окружающей среды;

данные об ограничении применения наилучшей доступной технологии;

экономические показатели, характеризующие наилучшую доступную технологию;

сведения о новейших наилучших доступных технологиях, в отношении которых проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или осуществляется их опытно-промышленное внедрение;

иные сведения, имеющие значение для практического применения наилучшей доступной технологии.

7. Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям разрабатываются с учетом имеющихся в Российской Федерации технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей Российской Федерации. При их разработке могут использоваться международные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.

8. Пересмотр технологий, определенных в качестве наилучшей доступной технологии, осуществляется не реже чем один раз в десять лет.

9. Порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Внедрением наилучшей доступной технологии юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями признается ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели наилучших доступных технологий.

В настоящее время Правительством Российской Федерации реализуется комплекс мер, которые направлены на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий и переход на принципы наилучших доступных технологий. В 2014 году федеральным законом N219-ФЗ внесены соответствующие поправки в федеральный закон об охране окружающей среды, ориентированные на минимизацию экологического вреда.

Основная часть работы в этом направлении предусматривает разработку справочников по НДТ. Они, с одной стороны, будут применяться предприятиями для подготовки корпоративных программ внедрения наилучших доступных технологий, с другой - регулирующие органы, ориентируясь на справочники, определят, насколько производство отвечает тем или иным экологическим требованиям. От этого будет зависеть размер платы за негативное воздействие на окружающую среду или получение дополнительных мер поддержки.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие воздействие с превышением предельных технологических нормативов НДТ, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности, содержащую мероприятия по модернизации производства. В качестве ужесточающих санкций будет увеличена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Для усиления стимулирующей роли предусмотрено поэтапное повышение коэффициентов, применяющихся к ставкам платы за выброс и сброс и размещение отходов с превышением установленных нормативов.

Наилучшая доступная технология (НДТ) представляет собой технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сегодня в Российской Федерации стоит задача обеспечения комплексного подхода к внедрению НДТ как в рамках экологической, так и промышленной политики, а также совершенствование системы государственного регулирования на основе НДТ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 №1458 "О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям", Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) определено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 № 2674-р утверждены области применения наилучших доступных технологий (НДТ)

ГОСТ Р 54097-2010

Группа Т58

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Методология идентификации

Resources saving. Best available techniques. Identification methodology


ОКС 13.020

Дата введения 2012-01-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") совместно с Закрытым акционерным обществом "Инновационный экологический фонд" ("ИНЭКО" ЗАО)

2 ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 760-ст

4 Настоящий стандарт подготовлен с учетом основных положений Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений"* (Directive 2008/1/ЕС of the European Parliament and of the Council of 15 January 2008 concerning integrated pollution prevention and control) и Справочника EC по наилучшим доступным технологиям "Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Методологии оценки наилучших доступных технологий в аспектах их комплексного воздействия на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения. Июль 2006 г."* ("European Commission. Integrated Pollution Prevention and Control. Reference Document on Economics and Cross-Media Effects. July 2006")
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Введение

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс гармонизации законодательства с нормами международного права. Российская Федерация подписала ряд международных конвенций и соглашений, в соответствии с которыми обязана уменьшить как имеющееся, так и потенциальное негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, что может быть достигнуто при внедрении наилучших доступных технологий (НДТ).

В процессе гармонизации российского законодательства с нормами международного права следует учитывать и методологические подходы к определению НДТ. В Российской Федерации этот термин, как правило, подразумевает создание банков данных о технологиях; в европейских странах действуют справочники ЕС по НДТ для различных отраслей промышленности, учитывающие все технологические переделы и аппаратурное оснащение процессов с учетом экологических воздействий и экономических затрат. Зарубежный подход к методологии внедрения НДТ является более прогрессивным, потому что он имеет комплексный характер и позволяет использовать методологию расчета и применения НДТ на основе экологически обоснованного и экономически оправданного выбора.

В европейских странах процедура выдачи разрешений на право хозяйственной деятельности с учетом модели технологического нормирования была законодательно закреплена Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (Directive 96/61/ЕС of the European Parliament and of the Council of 24 September 1996 concerning integrated pollution prevention and control) , которая в настоящее время заменена кодифицированной версией - Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (Directive 2008/1/ЕС of the European Parliament and of the Council of 15 January 2008 concerning integrated pollution prevention and control) .

В целях реализации положений Статьи 16 (2) Директивы Европейская комиссия организовала обмен информацией между государствами - членами ЕС и европейскими отраслями промышленности, заинтересованными во внедрении НДТ, и связанные с этим обменом мониторинг и развитие в данной области с последующей публикацией результатов этого обмена.

На уровне ЕС было принято решение учредить Европейское бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений (EIPPCB), под эгидой которого был организован Форум по обмену информацией в области наилучших доступных технологий, а также были сформированы специализированные отраслевые технические рабочие группы, каждая из которых занимается подготовкой и актуализацией справочников по НДТ для конкретной отрасли промышленности, указанной в Приложении I "Виды производственной деятельности, упоминаемые в Статье 1" Директивы .

При разработке и актуализации справочников по НДТ Европейское бюро работает в тесном контакте с Институтом перспективных технологических исследований (IPTS) (Испания, г.Севилья), который является исследовательским центром ЕС, занимающимся вопросами определения НДТ.

Таким образом, начиная с 1996 г., в Европейское бюро стали поступать сведения о НДТ. Эти сведения предоставлялись государствами - членами ЕС, а также европейскими промышленными объединениями и ассоциациями. На основе анализа полученной информации технические рабочие группы разработали серию справочников по НДТ для различных отраслей промышленности. Один раз в пять лет эти справочники актуализируют с учетом достижений научно-технического прогресса.

Европейские справочники по НДТ (англ. BREFs, Best available techniques REFerence document - справочный документ о наилучших доступных технологиях) представляют собой документы, содержащие пошаговое описание НДТ для каждой из отраслей промышленности, перечисленных в Приложении I "Виды производственной деятельности, упоминаемые в Статье 1" директив , . Эти справочники используются компетентными органами при выдаче хозяйствующим субъектам природоохранных разрешений на право хозяйственной деятельности, а также самими хозяйствующими субъектами при формировании своей экологической политики.

Европейские справочники по НДТ не имеют статуса предписаний, в них не устанавливаются предельные значения выбросов/сбросов, лимитов образования отходов для определенного промышленного сектора.

Значительный вклад в информирование всех российских заинтересованных сторон о НДТ, справочниках ЕС по НДТ и методологических подходах к определению НДТ внесли эксперты Проекта ЕС "Гармонизация экологических стандартов II, Российская Федерация" (идентификационный номер EuropeAid/123157/C/SER/RU), реализованного в Российской Федерации в 2007-2009 гг. .

Серия справочных документов по НДТ включает "вертикальный" сектор специальных справочников ЕС, адресованных одной и более отраслям промышленности, перечисленным в приложениях 1 к директивам , , и "горизонтальный" сектор предметных справочников ЕС, имеющих сквозной характер и адресованных всем отраслям промышленности.

Концепция НДТ в смысле комплексного предупреждения и контроля загрязнений окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, предусмотренная директивами , , учитывает возможные экономические затраты и экологические выгоды, получаемые в результате реализации НДТ, а также направлена на комплексную защиту окружающей среды с учетом предотвращения новой и более серьезной экологической угрозы экосистемам, возникшей из-за ликвидации другой угрозы.

Несмотря на постоянное развитие технологий, из-за чего точное определение наилучшего способа становится проблематичным, все же остается возможным в течение относительно короткого периода выбрать среди всех имеющихся технологий наилучшую, что и было сделано в европейских справочниках по НДТ. Однако для того чтобы определить наилучшую технологию в конкретных практических условиях, необходимы критерии, зависящие от субъективных решений. Например, при выборе между автомобилем, поездом и велосипедом (в качестве транспортного средства) критериями могут быть время, удобство, стоимость и, что наиболее важно для области применения настоящего стандарта, минимизация ущерба окружающей среде. Если единственным критерием является недопущение/минимизация ущерба окружающей среде, велосипед будет наилучшим выбором. Также велосипед выгоден и с точки зрения экономических затрат. Однако если запас времени на поездку ограничен, лучшим вариантом будет поезд или автомобиль. Если же учитывать комфорт при поездке, на первое место выйдет автомобиль - для тех, кто не любит путешествовать в большой компании, или поезд - для любителей почитать или поспать в дороге. Этот простой пример показывает, что для разных пользователей будут наилучшими разные технологии .

Этот же принцип применим и для крупных промышленных предприятий, например для электростанций. С точки зрения защиты окружающей среды наилучшим решением было бы применение электроэнергии, выработанной на солнечных элементах, но это может оказаться слишком дорогим или даже невозможным вариантом, например в условиях Заполярья. Если на территории имеются большие залежи каменного угля, то наилучшим вариантом будет ТЭЦ, работающая на этом угле, хотя в этом случае может быть оказано значительное негативное воздействие на окружающую среду.

В директивах , "наилучшие" означает "наиболее эффективные в достижении высокого уровня защиты окружающей среды в целом"; "доступные" означает, что при выборе технологии необходимо учитывать затраты, а условия их внедрения должны быть экономически целесообразны, т.е. отправной точкой являются экологические характеристики. Но окончательное решение о выборе технологии принимают только с учетом ее доступности с финансовой точки зрения.

Такой подход, безусловно, понятен, но все-таки не дает четких правил для определения того, что такое НДТ в конкретной ситуации. Для решения этой проблемы институт VITO (Бельгия) разработал модель для оценки НДТ. В этой модели использован ступенчатый логический подход для принятия решения по НДТ, показанный на рисунке 1 .

Настоящий стандарт разработан с учетом требований Директивы и справочника ЕС .

Целью настоящего стандарта является установление унифицированной терминологии и подходов, гармонизированных с европейскими подходами и методологическими положениями по идентификации НДТ, что информационно и технически облегчит задачи внедрения НДТ хозяйствующими субъектами в конкретных отраслях промышленности.

Рисунок 1 - Логический подход для принятия решения по НДТ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает положения и требования к методологии идентификации наилучших доступных технологий, в соответствии с которыми хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) добивается ресурсо- и энергосбережения с одновременным снижением техногенной нагрузки на окружающую среду.

Настоящий стандарт распространяется на любые технологические решения, применяемые в процессах хозяйственной деятельности.

Настоящий стандарт не распространяется на оборонную продукцию и ядерные объекты.

Настоящий стандарт рекомендуется использовать во всех видах документации и литературы, относящихся к сфере защиты окружающей среды в процессах хозяйственной деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000 , ГОСТ Р ИСО 14050 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 наилучшая доступная технология; НДТ: Технологический процесс, технический метод, основанный на современных достижениях науки и техники, направленный на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и имеющий установленный срок практического применения с учетом экономических, технических, экологических и социальных факторов.

Примечания

1 НДТ означает наиболее эффективную и передовую стадию в развитии производственной деятельности и методов эксплуатации объектов, которая обеспечивает практическую пригодность определенных технологий для предотвращения или, если это практически невозможно, обеспечения общего сокращения выбросов/сбросов и образования отходов. Учет воздействий на окружающую среду производится на основе предельно допустимых выбросов/сбросов .

2 При реализации НДТ, имеющей установленный срок практического применения с учетом экономических, технических, экологических и социальных факторов, достигается наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу произведенной продукции (работы, услуги).

3 "Наилучшая" означает технологию, наиболее эффективную для выпуска продукции с достижением установленного уровня защиты окружающей среды.

4 "Доступная" означает технологию, которая разработана настолько, что она может быть применена в конкретной отрасли промышленности при условии подтверждения экономической, технической, экологической и социальной целесообразности ее внедрения. "Доступная" применительно к НДТ означает учет затрат на внедрение технологии и преимуществ ее внедрения, а также означает, что технология может быть внедрена в экономически и технически реализуемых условиях для конкретной отрасли промышленности.

5 В отдельных случаях часть термина "доступная" может быть заменена словом "существующая", если это определено законодательством Российской Федерации.

6 "Технология" означает как используемую технологию, так и способ, метод и прием, которым объект спроектирован, построен, эксплуатируется и выводится из эксплуатации перед его ликвидацией с утилизацией обезвреженных частей и удалением опасных составляющих.

7 К НДТ относятся, как правило, малоотходные и безотходные технологии.

8 Как правило, НДТ вносят в государственный реестр НДТ.

3.2 определение НДТ: Установление экспертными и (или) экспериментальными способами области применения, особенностей изучаемого класса технологий на предмет выделения группы НДТ на фоне других существующих.

Примечание - Выработка адекватного (по выбранным критериям) и компактного описания к какому-либо термину.

3.3 оценка НДТ: Подтверждение того, что характеристики НДТ реализованы в соответствии с требованиями нормативной и технологической документации, данная технология экономически приемлема и доступна для применения.

3.4 выбор НДТ: Выявление и установление в результате сравнения характеристик различных технологий, экономического предпочтения и доступности конкретной НДТ на фоне других, существующих в конкретной области деятельности.

3.5 идентификация НДТ: Подтверждение того, что наименование, состав, структура, свойства технологических операций, характеристики негативного воздействия НДТ на окружающую среду, требования энергоэффективности и безопасности для окружающей среды в изучаемой области соответствуют действующим нормативным правовым и иным документам, в результате чего данная существующая доступная технология признается наилучшей.

3.6 методология: Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Примечания

1 Методический подход является результатом приложения методологии к определенной области деятельности.

2 Разница между методом и методологией состоит в том, что метод предполагает конкретные шаги к выполнению задачи, в то время как методология предполагает глобальную стратегию внедрения.

3.7 метод: Инструментальный способ, прием достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.

Примечания

1 Прием или система (совокупность) приемов практического или теоретического освоения (познания) действительности.

2 Инструкция для пошагового достижения определенной цели.

3 Комплексный подход к организации деятельности во взаимосвязи целей, исполнителей, ресурсов, оборудования и технологий.

3.8 методика: Последовательность операций (действий), выполняемых с использованием инструмента и оборудования для осуществления метода.

Примечание - Совокупность последовательности реализации операций и правил конкретной деятельности с указанием ответственных исполнителей и порядка использования ресурсов.

3.9 государственный реестр НДТ: Систематизированный банк данных о НДТ, содержащий характеристики технологий и соответствующие технологические, экологические, социальные нормы и нормативы.

3.10 справочник по наилучшим доступным технологиям; справочник по НДТ: Документ, содержащий описания, начиная с добычи сырья и заканчивая отправкой готовой продукции на рынки сбыта, комплексных производственных процессов (технологий, методов), которые признаны НДТ для рассматриваемой категории отраслевых промышленных объектов, включая соответствующие параметры и мероприятия по защите окружающей среды.

Примечание - Информация, содержащаяся в отраслевом справочнике по НДТ, предназначена:

- для оценки показателей допустимого технологического воздействия на окружающую среду, достижимых для хозяйствующего субъекта, с принятием на этой основе решения о целесообразности условий выдачи соответствующего комплексного природоохранного разрешения компетентным органом;

- использования хозяйствующим субъектом при его намерении внедрить НДТ на конкретном объекте хозяйственной деятельности.

3.11 комплексное природоохранное разрешение; КПР: Официальный документ, содержащий письменное подтверждение положительного решения компетентного органа, устанавливающий для хозяйствующего субъекта экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, общие и индивидуальные условия природопользования.

Примечание - Если два хозяйствующих субъекта и более эксплуатируют разные части установки (объекта), они должны получать отдельные КПР.

4 Методология и алгоритмы оценки аспектов комплексного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения при идентификации наилучшей доступной технологии

4.1 Методология, установленная в настоящем стандарте, гармонизирована с Директивой и Справочником ЕС .

4.2 Идентификация НДТ включает четыре последовательно реализуемых этапа:

- определение НДТ;

- оценку НДТ;

- выбор НДТ;

- собственно идентификацию НДТ в конкретных условиях ее применения.

4.3 Алгоритмы и основные принципы методологии идентификации НДТ в аспектах ее комплексного воздействия на окружающую среду с учетом оценки экономической целесообразности ее внедрения представлены на рисунках 2-5.

Рисунок 2 - Основные принципы методологии определения НДТ с учетом оценки аспектов ее комплексного воздействия на окружающую среду

Рисунок 3 - Основные принципы оценки экономической целесообразности внедрения НДТ

Рисунок 4 - Основные принципы выбора НДТ из альтернативных вариантов технологий

Рисунок 5 - Обобщенный алгоритм аспектов оценки ожидаемой экономической целесообразности применения НДТ в отрасли промышленности

4.4 Логика применения методологии состоит в применении следующих алгоритмов в соответствии с этапами, установленными в 4.2:

- основные принципы определения НДТ с учетом оценки аспектов ее комплексного воздействия на окружающую среду (рисунок 2);

- основные принципы оценки экономической целесообразности внедрения НДТ (рисунок 3);

- основные принципы выбора НДТ из альтернативных вариантов технологий (рисунок 4);

- обобщенный алгоритм аспектов оценки ожидаемой экономической целесообразности применения НДТ в отрасли промышленности (рисунок 5).

4.5 Если на любом из этапов идентификации НДТ, проводимой экспертом компетентного органа, ответы очевидны, то нет необходимости применять все представленные в 4.4 методы. При этом эксперт компетентного органа должен обосновать правомерность своего решения и дать рекомендацию на выдачу КПР в конкретной отрасли промышленности.

4.6 Могут возникать ситуации, когда эксперт компетентного органа должен установить только один аспект для выдачи КПР. Например, если для внедряемой технологии уже известна выгода с точки зрения защиты окружающей среды, то расчет затрат на внедрение технологии может быть использован самостоятельно (без использования методологии оценки НДТ в аспектах ее комплексного воздействия на окружающую среду).

4.7 Для того чтобы обеспечить максимальный уровень применимости методологии в практических условиях, методы целесообразно разработать по модульному принципу, чтобы они могли быть использованы независимо друг от друга.

4.8 Методические подходы в составе общей методологии, установленные в настоящем стандарте, разработаны в качестве практического инструментария для облегчения процесса принятия решений, в котором участвуют опытные эксперты. Однако для проведения оценок требуются время, материальные и энергетические ресурсы, трудовые затраты, опыт проведения экспертизы. Нередко бывает востребован прагматичный подход при принятии решения. В связи с этим ожидается, что методология будет использована только в тех случаях, когда отсутствует ясное предпочтение какой-либо технологии или когда имеются разногласия относительно того, какая технология является наилучшей, доступной для конкретного применения.

4.9 При идентификации НДТ, выбираемой для внедрения на конкретном объекте хозяйственной деятельности, целесообразно учитывать:

- соответствие технологии новейшим отечественным и зарубежным разработкам в данной отрасли промышленности;

- экономическую и практическую приемлемость данной технологии для объекта хозяйственной деятельности;

- оправданность применения данной технологии с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду.

4.10 При идентификации НДТ учитывают положения, приведенные в приложении А.

4.11 При выборе НДТ, как правило, следует:

- использовать информацию, публикуемую компетентным органом и международными организациями в области НДТ;

- оценивать научно-технический уровень НДТ на фоне технологического развития в отраслях промышленности в Российской Федерации и за рубежом;

- учитывать наличие сравнимых технологических процессов, производственного оборудования или методов эксплуатации, которые были успешно апробированы в промышленности;

- учитывать время, необходимое для внедрения НДТ;

- учитывать потребление и эффективность использования первичного сырья, включая энергоносители, применяемые в технологическом процессе;

- использовать малоотходные и/или безотходные процессы;

- стимулировать предельное уменьшение использования токсичного сырья;

- документировать характеристики общего воздействия образующихся в процессе хозяйственной деятельности выбросов/сбросов и отходов, других негативных факторов воздействия на окружающую среду в обеспечение нормативов качества окружающей среды на месте воздействия и для предотвращения трансграничного воздействия загрязнений на сопредельные территории;

- вовлекать в хозяйственный оборот выбросы/сбросы и отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности;

- предотвращать аварии и сводить к минимуму их последствия для окружающей среды.

4.12 В тех случаях, когда нормы и нормативы качества окружающей среды содержат более жесткие условия, чем те, которые могут быть достигнуты с использованием НДТ, в условиях, сопровождающих выдачу КПР, необходимо сформулировать и документировать требования к дополнительным мерам, принимаемым в перспективе для обеспечения соответствия НДТ нормам и нормативам качества окружающей среды.

4.13 Вопрос выбора НДТ является ключевым при ее идентификации в сфере методов технологического нормирования. НДТ, выбираемая для конкретного хозяйствующего субъекта, должна соответствовать следующим основным требованиям:

- оправданность применения данной технологии с точки зрения защиты окружающей среды, т.е. с учетом минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду;

- соответствие внедряемой технологии новейшим отечественным и зарубежным разработкам в данной отрасли промышленности;

- экономическая и социальная приемлемость данной технологии для предприятия.

4.14 При выборе НДТ может возникнуть потребность в определении технологии, отличающейся наивысшей экологической результативностью в контексте производственного процесса. В связи с этим может возникнуть ситуация отрицательной корреляции, когда придется делать выбор между необходимостью устранения загрязняющих веществ в различных природных средах и устранением различных выбросов/сбросов в одной и той же экологической среде.

Например, при использовании воды для очистки выбросов в атмосферу загрязняющее вещество переносится из воздуха в сточные воды; при этом в процессе очистки сточных вод расходуются вода и энергия. Это потребление энергии косвенным образом приводит к дополнительным выбросам в атмосферу в пределах той же самой среды (воздух). В главе 2 Справочника ЕС приведена методология оценки взаимного влияния загрязняющих веществ и их комплексного воздействия на окружающую среду, что помогает устранить вероятность отрицательной корреляции и определить, какая из альтернативных технологий обеспечивает самый высокий уровень защиты окружающей среды.

5 Внедрение наилучшей доступной технологии

5.1 Внедрение НДТ хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли промышленности, как правило, ориентировано на обеспечение комплексного подхода по предотвращению и/или минимизации техногенного воздействия и базируется на сопоставлении эффективности мероприятий по защите окружающей среды с затратами, которые должен при этом нести хозяйствующий субъект для предотвращения и/или минимизации оказываемого им техногенного воздействия в обычных условиях хозяйствования, т.е. до внедрения НДТ.

5.2 При внедрении НДТ на объекте хозяйственной деятельности необходимо учитывать затраты на все технологические переделы и потребности в необходимом аппаратурном оснащении производства с учетом затрат хозяйствующих субъектов, ожидаемой экономической целесообразности внедрения НДТ (см. рисунок 5) и воздействия на окружающую среду.

5.3 Метод расчета затрат позволяет правильно сравнить затраты на внедрение рассматриваемых альтернативных технологий. Важным является то, что получение данных об этих затратах и их обработка должны быть прозрачными, что не позволит допустить искажений при оценке вариантов.

5.4 После того как будут установлены реальные экологические воздействия НДТ на окружающую среду и определена стоимость внедрения технологии, необходимо найти баланс между полученными результатами.

5.5 Должны быть рассмотрены критические факторы при определении экономической целесообразности и жизнеспособности внедряемой технологии, которые помогают структурировать процесс обсуждения экономической стороны проблемы внедрения НДТ.

5.6 Настоящий стандарт не содержит положений относительно проверки экономической целесообразности применения НДТ в каждой конкретной ситуации.

Приложение А (справочное). Положения Директивы 2008/1/ЕС и европейской практики, принимаемые во внимание при выборе наилучших доступных технологий

Приложение А
(справочное)

А.1 В общем или в конкретных случаях при выборе для практического применения НДТ, как они определены в Статье 2 (12) Директивы , с учетом возможных затрат и выгод, а также принципов предосторожности и предотвращения загрязнений окружающей среды принимают во внимание следующие соображения:

А.1.1 Использование малоотходной технологии.

А.1.2 Использование менее опасных веществ.

А.1.3 Вовлечение для целей утилизации в хозяйственный оборот выбросов/сбросов и отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности.

А.1.4 Наличие сравнимых технологических процессов, производственного оборудования или методов эксплуатации, которые были успешно апробированы где-либо на промышленном уровне.

А.1.5 Воздействие на технологии научно-технического прогресса.

А.1.6 Воздействие на окружающую среду образующихся в технологическом процессе выбросов/сбросов и отходов, другие негативные воздействия, имеющие место в процессах хозяйственной деятельности.

А.1.7 Дата введения в эксплуатацию новых или существующих объектов.

А.1.8 Период времени, необходимый для внедрения НДТ.

А.1.9 Происхождение и потребление сырьевых материальных ресурсов (включая воду), используемых в технологическом процессе.

А.1.10 Эффективность потребления энергии и возможности энергосбережения.

А.1.11 Необходимость предотвращения или сведения к минимуму общего воздействия выбросов/сбросов, отходов и других негативных воздействий, имеющих место в процессах хозяйственной деятельности, на окружающую среду с определением опасностей, которым она подвергается.

А.1.12 Предотвращение аварий и сведение к минимуму их последствий для окружающей среды.

А.1.13 Информация о НДТ, публикуемая международными организациями.

Примечания

1 В рамках обмена информацией, организованного в соответствии со Статьей 16 Директивы , НДТ определяют в общем смысле на основе данных, поступивших из государств - членов ЕС от заинтересованных лиц. Результаты информационного обмена включены в серию справочников ЕС по НДТ.

2 Каждый справочник ЕС по НДТ разработан технической рабочей группой (TWG). Заключения о НДТ в общем смысле в пределах справочника ЕС служат контрольной точкой для того, чтобы помочь в определении условий выдачи КПР на право хозяйственной деятельности при условии использования НДТ или для установления общих обязательных правил в соответствии со Статьей 9 (8) Директивы .

3 Статья 9 (4) Директивы требует, чтобы условия выдачи КПР были основаны на НДТ с учетом технических особенностей рассматриваемой установки, ее географического местоположения и местных экологических условий. В декларативной части Директивы отмечено, что государство - член ЕС самостоятельно определяет, как могут быть учтены эти местные условия. Если имеется необходимость в определении того, какая из альтернативных технологий обеспечивает самый высокий уровень защиты окружающей среды в местных условиях, может быть использован опыт, накопленный применительно к различным условиям защиты окружающей среды.

А.2 В европейской практике применяют термин "наилучшая имеющаяся технология".

А.2.1 Термин "наилучшая имеющаяся технология" означает последние достижения в разработке процессов, установок или эксплуатационных методов, доказавших практическую пригодность в качестве конкретной меры для ограничения выбросов/сбросов и отходов. При определении того, представляют ли собой процессы, установки или эксплуатационные методы наилучшую имеющуюся технологию в целом или в каждом отдельном случае, особо учитывают:

а) сопоставимые процессы, установки или эксплуатационные методы, успешно опробованные в последнее время;

б) технический прогресс и изменения в научных знаниях и понимании проблем;

в) возможность применения такой технологии с экономической точки зрения;

г) временные рамки для установки оборудования как на проектируемых, так и на действующих предприятиях;

д) характер и объем соответствующих сбросов и стоков;

е) малоотходность или безотходность технологии.

А.2.2 Представления о наилучшей имеющейся технологии для конкретного производства будут со временем претерпевать изменения под воздействием технического прогресса, экономических и социальных факторов, а также в свете изменений в научных знаниях и понимании проблем.

Приложение Б (справочное). Перечень справочников ЕС по наилучшим доступным технологиям

Приложение Б
(справочное)

Ниже приведены полные наименования справочников ЕС по наилучшим доступным технологиям, с полным текстом которых можно ознакомиться на сайте Европейского бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений .

1 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Сжигание отходов.

2 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка отходов.

3 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Управление отходами и пустыми породами горнодобывающей промышленности.

4 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка шкур и дубление кож.

5 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Стекольная промышленность.

6 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Целлюлозно-бумажная промышленность.

7 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство чугуна и стали.

8 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство цемента, извести и оксида магния.

9 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Промышленные системы охлаждения.

10 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Хлорно-щелочная промышленность.

11 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка черных металлов.

12 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство цветных металлов.

13 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Текстильное производство.

14 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Нефте- и газоперерабатывающие заводы.

15 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Крупнотоннажное производство органических химикатов.

16 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Пищевая и молочная промышленность.

17 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Литейная промышленность.

18 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Птицеводство и свиноводство.

19 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Бойни и объекты переработки побочной продукции животного происхождения.

20 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка поверхностей металлов и пластмасс.

21 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Крупнотоннажное производство неорганических химикатов (аммиака, кислот и удобрений).

22 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство полимеров.

23 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство продукции тонкого органического синтеза.

24 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство специальных неорганических химикатов.

25 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Промышленная обработка органическими растворителями поверхностей материалов.

26 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Крупнотоннажное производство твердых и других неорганических химикатов.

27 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Производство керамических изделий.

28 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Сжигание топлива на крупных промышленных предприятиях в энергетических целях.

29 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Эффективное использование энергии.

30 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Основные принципы мониторинга (производственного контроля).

31 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка сточных вод и отходящих газов, системы менеджмента в химической промышленности.

32 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Сокращение выбросов/сбросов при хранении и транспортировании сыпучих и опасных веществ и материалов.

33 Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Методологии оценки наилучших доступных технологий в аспектах их комплексного воздействия на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения.

Библиография

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (Council Directive 96/61/ЕС of 24 September 1996 concerning integrated pollution prevention and control)

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (Directive 2008/1/ЕС of the European Parliament and of the Council of 15 January 2008 concerning integrated pollution prevention and control)

Отчеты Проекта EC "Гармонизация экологических стандартов II, Российская Федерация" (идентификационный номер EuropeAid/123157/C/SER/RU)

Янсен Й. (директор Института прикладной природоохранной экономики, Гаага, Нидерланды). Экономические аспекты (частичной) имплементации директивы ККПЗ в Российской Федерации//Экономические аспекты экологической политики в России: Избранные материалы семинаров Проекта Тасис "Гармонизация нормативных баз в области охраны окружающей среды, Россия". М., 2004

Справочник ЕС по наилучшим доступным технологиям "Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Методологии оценки наилучших доступных технологий в аспектах их комплексного воздействия на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения. Июль 2006 г." ("European Commission. Integrated Pollution Prevention and Control. Reference Document on Economics and Cross-Media Effects. July 2006")

Сайт Европейского бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений (EIPPCB): http://eippcb.jrc.es



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2011

Б ольшинство крупных российских промышленных предприятий строились еще в середине прошлого века в эпоху советской индустриализации, и, как признают в правительстве, эти производства не соответствуют современным экологическим требованиям. На 300 самых «грязных» заводов приходится около 60% всех выбросов загрязняющих веществ. Стоит отметить, что ситуация значительно варьируется от отрасли к отрасли: компании, ориентированные на экспорт — например, цветная металлургия, производство удобрений — или заинтересованные в привлечении иностранных инвесторов, вынуждены подстраиваться под актуальные западные экологические нормативы, чтобы сохранить доступ на рынок и не потерять конкурентоспособность. Другие же производства зачастую продолжают работать по старинке. В целом отечественной промышленности необходима масштабная «зеленая» модернизация, уверен замглавы Минприроды Мурад Керимов, и основой ее должна стать реформа на основе принципов НДТ и технологического нормирования предприятий.

Законодательное деление

Переход к реформе был закреплен 21 июля 2014 года федеральным законом № 219-ФЗ. Он предусматривает разделение предприятий на четыре категории в соответствии с уровнем оказываемого воздействия на окружающую среду и выдачу комплексных экологических разрешений (КЭР). При этом для первой категории, то есть самых «грязных» производств, выдача КЭР будет сопровождаться утверждением программы модернизации на основе НДТ. Принудительное внедрение «чистых» технологий должно привести к уменьшению объемов выбросов и сбросов, минимизировать образование отходов и привести к постепенному закрытию устаревших производств, но с учетом интересов бизнеса и максимальной экономической эффективностью.

Что же понимается под наилучшими и особенно доступными технологиями? Закон определяет их как «технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, включая системы экологического и энергетического менеджмента, а также проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и оборудования, обеспечивающие уменьшение и (или) предотвращение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства по сравнению с применяемыми, и являющиеся наиболее эффективными для обеспечения нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения». Проще говоря, речь идет о поиске баланса между снижением нагрузки на окружающую среду (свести загрязнения к минимуму) и рентабельностью производства (изготовить продукт как можно дешевле).

От нормативов — к лучшим практикам

Понятие «наилучшие доступные технологии без чрезмерных затрат» впервые было зафиксировано в 1984 году европейской директивой рабочей группы по атмосферному воздуху. Позднее оно было переосмыслено и расширено в рамках директивы по комплексному предупреждению и контролю загрязнений 1996 года, устанавливающей предельные значения негативного воздействия на окружающую среду для воздуха, воды и почвы. Тогда же начали разрабатываться и общеевропейские отраслевые справочники НДТ. При подготовке российской реформы существующие европейские разработки активно использовались, однако корректировались под отечественные условия: учитывались текущее положение дел в отраслях, доступное сырье, оборудование и технологии, климатические и социально-экономические особенности страны. «Опыт Европы показал, что за 30 лет можно построить устойчивую систему, в которой промышленное производство будет расти, а эмиссии — снижаться», — говорит Михаил Бегак, заместитель председателя технического комитета по стандартизации «Наилучшие доступные технологии» (ТК 113). По его словам, переход на принципы НДТ — это не разовое действие, а процесс, результатом которого должно стать существенное уменьшение эмиссий.

Для каждой отрасли перечень практик, соответствующих принципам НДТ, закрепляется соответствующим справочником. Их разработкой занимались профильные органы власти при участии представителей бизнеса и экологов, поэтому получившиеся документы носят довольно компромиссный характер, говорит первый заместитель генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию» Вадим Куликов. К концу 2017 года 51 запланированный нормативный документ был утвержден. Помимо «вертикальных», отраслевых справочников, положения которых обязательны к исполнению, в их число вошли также «горизонтальные», или межотраслевые. Они носят рекомендательный характер и содержат список лучших практик на всех этапах производства.

Вместо традиционного перечня нормативных требований по допустимой концентрации загрязняющих веществ справочники содержат детальное описание всего производственного цикла для каждой отрасли, начиная с выбора сырья и оборудования и заканчивая утилизацией отходов. В них включены также лучшие управленческие практики и экономические показатели, сформулированы главные экологические проблемы для каждой отрасли и эффективные методы их решения. «Важно понимать, что справочники — это рамки, а не догма. Они могут сужаться с точки зрения нормативов и пересматриваться со временем», — подчеркивает Вадим Куликов.

В то же время надзорные органы больше не будут контролировать сотни разнообразных показателей загрязнений — вместо этого для каждой отрасли будут определены 10−15 ключевых индикаторов. Более того, такой контроль планируется сделать дистанционным — для этого предприятия обяжут установить датчики, автоматически передающие информацию надзорным службам. В целом эти нововведения вписываются в общий тренд реформы контрольно-надзорной сферы в РФ, предусматривающий внедрение риск-ориентированного подхода (то есть повышенного внимания к бизнесу, имеющему высокий риск нарушений при сокращении нагрузки на тех участников рынка, чрезмерный ущерб от деятельности которых маловероятен) и сокращение прямого взаимодействия инспекторов и предпринимателей в пользу дистанционного контроля и добровольной саморегуляции.

Фактически это становится также переходом к экоменеджменту, то есть включением системы управления экологическими рисками, энерго— и ресурсоэффективностью предприятия в его бизнес-модель. Речь идет не об умозрительных нормативах, а о конкретных практиках, зарекомендовавших себя у компаний — лидеров отрасли. В фокусе же внимания властей оказывается не увеличение сбора штрафов за нарушения, а «дотягивание» уровня отстающих предприятий до приемлемых показателей и вытеснение производств, не подлежащих модернизации.

Основной этап реформы

Утверждение всех справочников по НДТ знаменует собой переход ко второму этапу реформы. В течение 2018 года предполагается определить процедуру выдачи КЭР и разработать и утвердить соответствующие правовые акты. С 2019 по 2021 год их обязаны будут получить 300 предприятий первой категории — в этот список вошли угле-, газо— и нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия, компании, занимающиеся добычей и обработкой цветных и черных металлов, различные химические производства, включая производителей удобрений и фармацевтической продукции. Процедура выдачи КЭР будет занимать четыре месяца, а в состав рассматривающей заявку экспертной комиссии будут включаться не только представители органов власти, но и специалисты по охране природы и НДТ.

Предприятия, которые не смогут получить КЭР в установленный срок, не смогут продолжать работу, все новые заводы должны будут изначально соответствовать стандартам НДТ. До 2025 года КЭР обязаны будут получить уже все предприятия, чья деятельность попадает в поле применения НДТ. По оценке Михаила Бегака, сейчас требованиям справочников удовлетворяют 70−75% предприятий, остальным же придется подтягиваться. Лидерам же волноваться не о чем. «Мы провели уже с десяток деловых игр, посвященных выдаче КЭР. Результаты показывают, что для ведущих предприятий проблем с получением разрешений не будет», — отмечает эксперт.

По словам главы Минприроды Сергея Донского, полный переход на принципы НДТ может занять до 14 лет, результатом этих мер должно стать снижение воздействия на окружающую среду на 75−80%. Для стимулирования этого процесса предусмотрены налоговые льготы и санкции для нарушителей — резкое повышение платы за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных нормативов. Таким образом, исполнение требований должно стать выгоднее нарушений — тогда как сейчас штрафы за нарушение природоохранного законодательства во многих случаях остаются символическими. Впрочем, многие компании начинают внедрение новых технологий, не дожидаясь часа икс, — только в 2017 году крупные компании подписали с Росприроднадзором 50 соглашений по модернизации производства и внедрению НДТ на общую сумму 112,5 млрд руб.

Следующим этапом реформы должно стать создание справочников не по отраслям, а по конкретным технологиям, и здесь потребуется выработать механизмы, позволяющие оценивать не только отдельные этапы производства, но и соответствие проекта в целом заданным критериям. По словам Вадима Куликова, это должно быть сделано в течение 2018 года.

Впрочем, технологическое развитие не стоит на месте. Чтобы справочники не превратились из двигателя прогресса в препятствие на его пути, их необходимо регулярно пересматривать. Согласно закону это должно происходить раз в десять лет. Однако в действительности для ряда отраслей этот процесс будет идти быстрее, уверен Михаил Бегак. Бюро НДТ не стало распускать группы специалистов, разрабатывающих справочники, и они уже работают над новой версией справочника по целлюлозно-бумажной промышленности. В ближайшие три-четыре года могут быть пересмотрены справочники и по другим отраслям, полагает эксперт. По мнению же Вадима Куликова, пересмотр справочников должен проводиться, когда есть соответствующая инициатива со стороны бизнеса или государства. Кроме того, поскольку речь идет не только о наилучших, но и о доступных технологиях, со временем в них могут быть закреплены и требования по локализации.