Какой смазкой смазывать кулер. Как смазать кулер процессора, видеокарты, блока питания и компьютера

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Свойства смазочных материалов, применяемых в вентиляторах компьютерных кулеров, во многом определяют износостойкость последних. Неправильно подобранная смазка грозит шумами, вибрацией, выходом узла из строя. Чтобы этого не случилось, важно знать, чем и как смазать кулер компьютера или ноутбука.

Как выбрать смазку для кулера?

Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.

Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.

Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.

Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:

  • Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
  • Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
  • Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
  • Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
  • Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.

Изложенные требования в основном применимы и для подшипников качения. С одной поправкой - смазка для них должна быть намного более пластичной.

WD-40

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.

Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.

И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:
  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.
С другой стороны, в некоторых специализированных составах, продающихся в компьютерных магазинах, можно встретить совсем небольшое количество графитовой пыли, улучшающей скольжение элементов подшипника.

Какое выбрать масло?

Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:
  • достаточно жидкие;
  • формирующие на поверхности плёнку;
  • обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.
Это довольно большая группа материалов, и к ним однозначно не относятся животные и растительные составы в любых пропорциях и вариациях.


Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:
  • Масла малой вязкости. Среди них оружейное, трансформаторное, машинное, веретённое и т. п. Они отличаются прекрасной проникающей способностью, создают очень тонкую плёнку. Рекомендуются для высокоскоростных механизмов с небольшой динамической нагрузкой.
  • Масла средней вязкости. Сюда относят моторное, трансмиссионное и пр. Образуют плёнку потолще, неплохо проникают и заполняют зазоры, дольше держатся на поверхности и могут справиться с высокими нагрузками. Имеют минус - нагружают механизм.
Отдельно стоит сказать про смазки высокой вязкости. К ним относят солидол, литол и т. д. Ими можно пользоваться, но с осторожностью, нанося мизерное количество, и только для обработки мощных кулеров (например, применяемых в блоках питания).

Густые смазывающие составы плохо проникают, но принудительное вдавливание в зазоры может на какое-то время (до покупки нового вентилятора) помочь запустить почти «убитое» устройство. Небольшие и микровентиляторы в ноутбуках смазывать такими составами нельзя.

Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200...300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1 или SPO-2 ).

Как смазать кулер?

В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.

Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.

Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене - кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.

Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.

В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.

Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.

Делать это можно только при полностью обесточенном системном блоке, включая отключение сетевого шнура!


Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея.

Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.

Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным - данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.

Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.

После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.

Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.

Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:

Если кулер продолжает шуметь после смазывания, его придётся заменить на новый.

Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера?

Изначально в подшипниках кулеров заложено достаточное количество заводской смазки, она конструктивно защищена от воздействия негативных факторов извне и не требует профилактических мероприятий по замене или добавлению смазывающего состава. Однако тяжёлые условия эксплуатации, особенно непрерывная работа и высокий температурный режим снижают гарантийный срок действия смазки.

По этой причине обработку элементов вентиляторов в компьютерах и ноутбуках проводят по факту, когда появляются шумы или вибрации, генерируемые кулером. Однако, зачастую проблема решается заменой устройства на новое.

Наиболее подходящими для смазывания подшипников вентиляторов ПК являются синтетические машинные масла, например, автомобильное или состав для смазки швейных машин. Не стоит для этих целей использовать густые смазки, средства с обильным содержанием графита и агрессивные составы типа WD-40. Смазывать кулеры животным жиром или растительным маслом категорически противопоказано.

Практически все современные стационарные компьютеры или ноутбуки имеют систему охлаждения в виде так называемого кулера. Поскольку большинство моделей охладителей процессора имеют открытую конструкцию, внутри их узлов скапливается пыль. Если пользователь начал замечать, что его компьютер начал медленно работать, издает дополнительные звуки, скрип, то зачастую это указывает на загрязнение кулера процессора.

Когда функционирование системы охлаждения на полную мощность невозможно, компьютер подвергается перегреву, что приводит к самопроизвольному выключению, и, как следствие, частичной или полной утрате ценных файлов. Чтобы этого не произошло, важно регулярно смазывать кулер и очищать его от пыли.

Чем смазать кулер компьютера?

Прежде чем проводить чистку системы охлаждения ПК, следует разобраться, каким веществом лучше смазать вентилятор. Первое, что может прийти в голову - это масло. Но ни в коем случае не растительного или животного происхождения. Используя такую смазку, можно попросту повредить охладитель. Масло, которое предназначено для пищевых целей , соберет еще больше пыли и грязи.

Поэтому систему охлаждения процессора или графического адаптера рекомендуют смазывать следующими средствами:

  • Машинное масло. Это может быть любое моторное масло - синтетическое или полусинтетическое.
  • Смазочная жидкость для швейной машинки или какого-нибудь электроприбора.
  • Высокоэффективная смазка для подшипников.
  • Специальная смазка на основе силикона.

Не советуют пользоваться смазочными материалами, склонными к загустеванию (солидолом, циатимом, литолом). Не стоит использовать и WD-40, так как этот американское смазочное вещество предназначено преимущественно для обработки статичных поверхностей. Работа кулера непрерывна и, как известно, осуществляется на больших оборотах.

Среди посетителей компьютерных форумов бытует мнение, что для смазки кулера ПК подойдет графитовая смазка. С ними не согласны опытные специалисты. Графитовая смазка может больше навредить, чем принести пользы. В силу своей хорошей электропроводности , она может спровоцировать короткое замыкание.

Кроме того, это смазочное вещество в первую очередь предназначено для обработки тяжело нагруженных агрегатов, работающих на умеренной скорости. Кулер же относится к высокооборотным устройствам. Так, даже у самого элементарного и крохотного вентилятора процессора Intel и AMD скорость вращения крыльев достигает 2 тыс. оборотов в минуту. Именно поэтому графитовая смазка для смазки кулера процессора не подходит. Из-за нее вентилятор будет вращаться медленнее, чем нужно, а подшипники быстро придут в негодность.

Разборка кулера перед смазкой

Вентиляторы, которые устанавливают для охлаждения ЦПУ, блока питания, графического адаптера, имеют одинаковую конструкцию. Однако у них разные габаритные размеры и, соответственно, производительность. Поэтому разбирают и смазывают все компьютерные кулеры, придерживаясь одной и той же схемы.

Чтобы произвести смазку охладителя , его необходимо отсоединить от радиатора, а затем уже разобрать. Если кулер не снять, то смазать его не представляется возможным, ведь сторона доступа к области смазки, как правило, прижимается к радиатору.

К радиатору центрального процессорного устройства кулер нередко крепят на едва заметные защелки. Со стороны, к которой подведена проводка, осторожно отклеивают этикетку, держащуюся на липком слое. Отдирают ее плавно, не совершая резких движений.

Некоторые модели кулеров оснащены резиновой пробкой. Чтобы ее извлечь, аккуратно поддевают пробку за край ножом. Ничего сложного в этом нет , поскольку пробку вставляют не закрепляя.

Пластмассовые крылья в корпусе охладителя удерживаются посредством плоской разрезной шайбы, которая фиксируется в осевой проточке. Если шайбу не снять, не получится вынуть крыльчатку, а это, в свою очередь, затруднит смазку подшипника. Для извлечения шайбы используют сразу два инструмента. Разрез заметить практически невозможно, поэтому, слегка надавив иглой, провести по кругу шайбы, пока та не зацепится за место разреза.

Теперь понадобится маленькая отвертка. Ею прижимают шайбочку рядом с областью разреза с одной стороны, а при помощи иголки или шила поддевают другую сторону, после извлекают по кругу шайбочку из паза. Все манипуляции нужно совершать аккуратно, чтобы не сломать шайбу. Бывает, что она выскакивает, и приходится тратить время на поиски. Без шайбы работа кулера невозможна, так как крыльчатка будет болтаться. После того как крыльчатка будет отсоединена, снимают еще одно резиновое кольцо.

У старого охладителя резиновое колечко может быть значительно изношено, а на месте его фиксации остаются частицы истертой резины. Найти в продаже такое колечко нереально, а без него даже смазанные подшипники кулера во время работы издают шум, потому что появляется продольное смещение оси крыльчатки. В таком случае могут пригодиться резиновые кольца от старых кулеров, если такие имеются.

Процедура смазки системы охлаждения процессора

Разобрав кулер, приступают непосредственно к смазыванию его частей:

  1. Под резиновым кольцом находится втулка и ось вентилятора, которые требуется смазать. Наносят небольшое количество масла на ось вентилятора.
  2. Смазочное вещество должно покрывать ось, но не следует капать очень много, так как в противном случае, наложив резиновую пробку, жидкость может просочиться из углублений в сам корпус и запачкать его. Кроме того, на жирном месте не будет держаться снятая ранее этикетка. Избежать всего этого позволит использование медицинского шприца. Он поможет более равномерно распределить масло по всей поверхности. Смазочное вещество не должно быть густым, так как это будет препятствовать его вытеканию из шприца.
  3. Обработать маслом можно и внутреннюю часть вентилятора, но для этого его нужно полностью разобрать. Специалисты не рекомендуют делать это в домашних условиях, если нет уверенности, что такая тонкая работа не закончится порчей кулера.
  4. Теперь нужно вернуть резиновую пробку на прежнее место, проследив, чтобы смазочный материал не растекся и не запачкал корпус.
  5. Протирают корпус от остатков масла, а затем возвращают этикетку на место. Нередко после отклеивания она теряет форму или не хочет держаться на месте. В таком случае ее целесообразно заменить канцелярским скотчем. Вырезают кусочек такой же формы и размера.
  6. Собирают, устанавливают вентилятор, а в конце подключают к разъемам. Вот, собственно, и все.

Очистка кулера процессора положительно скажется на его работоспособности. Но нельзя забывать, что спустя определенный промежуток времени, из-за теплового воздействия смазочное вещество испарится - вот поэтому такая процедура должна проводиться на регулярной основе.

Видео

Из этого видео вы узнаете, как можно смазать неразборный кулер.

Кулер или другими словами вентилятор в компьютере (А точнее в компьютере их несколько) находится в постоянном движении. Это не может сказываться на его смазке, которая находится внутри. Она подвергается очень большим нагрузкам, ведь скорость вращения кулера достигает нескольких тысяч оборотов в минуту. От этого, смазка, находящаяся внутри разогревается и со временем испаряется.

Когда нужно смазывать кулеры компьютера?

Первыми признаками того, что смазка в вентиляторах пришла в негодность являются вибрации и неприятный шум при первых минутах работы компьютера, включенного после длительного (ночного) простоя.

Ведь шум и вибрации, как правило, издают движущиеся части. В персональном компьютере (ноутбуке) это вентиляторы.

Чем грозит несвоевременная смазка кулеров?

Прежде всего это неприятный шум, который перерастает в вибрации. Если вас это не смущает, то следующим этапом придет заклинивание вентилятора. Элемент, на котором заклинил вентилятор начнет греться и в конце концов перегреется.

Вот так выглядят вздувшиеся конденсаторы

Довольно распространенными последствиями перегрева являются вздувшиеся конденсаторы (особенно на блоке питания) и как следствие выход из строя устройства.

Чем смазать кулер компьютера?

Лучше всего для этих целей подходит машинное масло, масло для двигателя, пойдет даже отработанное автомобильное масло, или масло для смазки швейных машин.

Масло для смазки швейных машин и петель отлично подойдет

Также для этих целей подойдет любая смазка, предназначенная для работы в условиях высоких температур.

Автомобильное масло как средство для смазки кулера компьютера

Крайне не рекомендуется смазывать кулер пищевым или подсолнечным маслом, литолом или солидолом. Они не предназначены для работы с высокими оборотами и температурами. Из-за этого они образуют отложения, которые в скором времени поспособствуют заклиниванию вентилятора.

Как смазать кулер?

Для начала нужно определить какой из кулеров компьютера шумит. Их, как минимум 2. Это кулер на процессоре, кулер на блоке питания. Также могут быть кулеры на видеокарте и боковые кулеры для всасывания холодного и выдувания теплого воздуха их корпуса компьютера.

В ноутбуке, как правило есть всего 1 кулер. Только в дорогих игровых ноутбуках может быть 2 вентилятора.

Чтобы определить виновника. нужно снять боковую крышку корпуса и прислушаться откуда идет шум.

Также можно во включенном состоянии аккуратно пальцем зажать в центре вентилятор, тем самым затормозив его. Если шум пропадет — значит он и является его виновником.

Кулер на процессоре

Боковой кулер корпуса ПК

Кулер на видеокарте

Кулер на блоке питания

Определив, какой кулер подлежит смазке его нужно открутить, выкрутив боковые болты.

Далее переворачиваете вентилятор и аккуратно отклеиваете наклейку. Если под ней имеется пластиковая или резиновая пробка, то ее нужно сковырнуть плоской отверткой или ножом и капнуть туда буквально 2-3 капли смазки.

Отклеивание наклейки и открытие крышки на кулере

Смазывание кулера

Если же пробки под наклейкой нет, то кулер является не обслуживаемым и подлежит замене.

Вы заметили, что компьютер при включении противно визжит или гудит. Скорее всего у вас гудят вентиляторы. Их в компьютере несколько. Гудеть может кулер на процессоре, кулер блока питания, вентилятор на видеокарте. Возможно, у вас установлен корпусной вентилятор. Гудеть может каждый из них. В этой статье мы рассмотрим чистку и смазку кулера блока питания. К счастью, практически все другие компьютерные вентиляторы имеют такую же конструкцию и разбираются точно так же. Как снять процессорный кулер можно прочитать в статье

Начнем.

Выключите компьютер из сети.

Отключите все кабели, идущие к компьютеру. Помните, что простое отключение питающего шнура может не полностью обесточить корпус или элементы компьютера. Питание может приходить и по сетевому шнуру, по кабелю, идущему к монитору.

Техника безопасности – превыше всего. Внимание! В корпусе блока питания имеются мощные конденсаторы, которые остаются под напряжением даже при выключенном питании. Если у вас нет опыта – лучше блок питания не вскрывать.

Ну, начали.

Открутите 4 винта, держащие блок питания на корпусе.

Отсоединив се провода, идущие к материнской плате, жестким дискам, всему остальному – вытаскивайте блок питания из корпуса наружу.

Сверху открутите еще 4 болта, снимите крышку блока питания.

Слева на фото вы видите 2 сравнительно больших бочонка. Это мощные конденсаторы. Прикасаться руками в том районе не рекомендуется. И вообще, трогать руками плату и элементы на ней крайне не желательно. Откручиваем саморезы, которыми кулер прикручен к стенке.

Провода, которыми запитан вентилятор обычно припаяны намертво, но иногда можно их от платы разъединить. На фото посередине чуть выше вентилятора виден предохранитель. Иногда, отремонтировать «сгоревший! Блок питания удается просто заменив предохранитель.

Вентилятор сняли. Доступ к оси вентилятора обычно закрыт веселенькой круглой наклеечкой. Берем нож.

Иногда под наклейкой находится еще и резиновая кругленькая пробочка.

Если вы устали и силы ваши на исходе – можете капнуть прямо в открывшееся отверстие с осью машинного масла и собирать все обратно. Ой. Нет машинного масла? Плохо. Как совсем крайний случай можно использовать оливковое рафинированное. Подсолнечное через непродолжительное время превращается в клей. Оливковое протянет недельку-другую, пока вы не купите пузырек машинного масла.

Эффект от капли масла в углубление будет однозначно, но процедуру разборки скорее всего придется повторить через месяца два. Машинное масло жидкое и при интенсивном вращении легко вытесняется, вытекает и вентилятор начинает гудеть опять.

Если же вы полны решимости продолжить – проверьте наличие в доме густой смазки типа Литол. Благодаря своей вязкости она надежнее держится на оси вентилятора и служить будет дольше. Неплохо держится на подшипнике автомобильное моторное масло.

В углублении на оси крыльчатки видна белое стопорное кольцо . Его нам нужно снять. Поддеваем его иголкой, пинцетом и пытаемся стянуть. В этом кольце есть разрез. Беремся пинцетом за часть кольца возле этого разреза и пытаемся его снять. Внимание ! Очень часто это подлое кольцо при попытке снятия со свистом улетает в дальний конец комнаты. Заменить это кольцо практически нечем. Морока вам гарантированно обеспечена, если вы это колечко потеряете. Аккуратнее пожалуйста.

Если вы все-таки умудрились это кольцо потерять – попробуйте вырезать из пластиковой бутылки кругляшек, размером с утерянную шайбу. В середине кругляшка проткните (проплавьте) дырку. Попробуйте надеть ваше самодельное колечко. У меня получалось.

Под стопорным кольцом может быть надета резиновая шайбочка. Снимаем аккуратно, кладем все в сторону.

Тщательно вытираем ось крыльчатки от старой смазки, спичкой, зубочисткой, чем угодно прочищаем отверстие для оси. Пользуясь случаем отмываем крыльчатку от пыли. Укладываем смазку Литол (или капаем моторное масло), собираем все в обратном порядке.

Вместо круглой наклейки, которую мы содрали можно наклеить кусочек скотча. Он перекроет доступ воздухи и предотвратит вытекание масла.

Собираем, прикручиваем, не забываем воткнуть все разъемы от блока питания на материнской плате. Включаем. Наслаждаемся.